Разбитый дискотечный шар лежит на полу, кабель, на котором он был подвешен, продолжает вращаться, мелькают вспышки света, вечеринка продолжается. Так выглядела работа молодого французского художника Бертрана Плана «Место, где я встретил тебя» из серии энвайронментов «Место, где мы были», представленная на выставке в Берлине в галерее Кауфмана в январе 2011 года. Молодой художник участвовал более чем в 40 групповых и персональных выставках в Европе, США, Бразилии, Сингапуре. Главная сфера его интересов — компьютерные технологии и видеоарт.
В рамках 4-й Московской биеннале современного искусства в фонде культуры «Екатерина» художник показал оригинальную серию работ «Bump it!» (выставка «Bump it! Тour 2011»).
А одном зале демонстрируется инсталляция из бывших в употреблении предметов мебели: ящики, шкафы, столы. Сначала мы видим их в естественном цвете. Затем свершается чудо, и объекты оказываются окрашенными в белый цвет, становятся унифицированными, безликими. В другом зале представлена инсталляция из шести расположенных на полу камней (один большой и пять маленьких), которые на наших глазах претерпевают те же метаморфозы: из сиренево-зеленых становятся абсолютно белыми.
Все дело в специальной технике bump it, используемой художником. Суть ее в следующем. Фотографируют группу обычных предметов. Затем снимки окрашивают в белый цвет и обрабатывают на компьютере. Видеопроекция перекрашивает предметы, дает новую текстуру поверхностей. Эти изменения напоминают кибернетические способы мышления или практики, когда цифровой предмет формируется в два этапа: создается нейтральный объем, поверхность которого затем оформляется. Различие поверхности/объема, столь очевидное на экране компьютера, обнаруживается и в реальном пространстве. Формально объем — это «белая на белом» скульптура, постоянное напоминание об изначальной текстуре превращает ее в абстракцию.
Применение bump it! позволяет Плану разлагать свойства предметов на составные части и модернизировать классический мыслительный процесс восприятия их изначальных свойств. В то же врем bump it — это также поверхность для проекций, способная порождать бесконечные вариации. План называет свою практику «высокая/низкая технология». В некотором роде он утилизирует доступные и распространенные технологические средства, но обогащает и совершенствует их.
В его действиях можно усмотреть ассоциации с многочисленными социальными изменениями, связанными с появлением новых технологий управления общественным мнением, новых точек зрения на привычные факты. В некоторых инсталляциях он применяет тропы «обманок», которые похожи на эксперименты с перспективой в живописи, известные по истории искусства.
На выставке в Москве также демонстрируется видеофильм Плана, рассказывающий о его путешествии на автомобиле из Владивостока в Москву с остановками в разных городах, о встречах, вернисажах и т.п. Фильм сочетает элементы стилистики road movie с постановочными элементами и техникой bump it.
ДИ №1/2012