×
«Герои» глазами современных художников
Виктория Хан-Магомедова

У входа на выставку «Герои» в Городском музее модернистского и современного искусства в Турине (GAM) зрителей приветствует скульптура-гигант из стали «Великий дух» с поднятыми руками, созданная Томасом Шютте. В театрализованной фигуре прочитывается и благоговение, и нечто ироничное. «Величие» этого духа и его напыщенность смягчаются смешным выражением лица и странными конечностями. Иными словами, герой предстает сильным и слабым, его власть и совершенство оказываются под вопросом.

Для участия в выставке «Герои» отобрали работы 23 художников: от Кристиана Болтански, Германа Нича до Женни Савий, от Луизы Буржуа, Георга Базелица до Ансельма Кифера (куратор — директор GAM Данило Эккерт).

В последние годы и критики, и кураторы, и художники концентрировали свое внимание в основном на размышлении на тему «коммуникация и документация», о чем свидетельствует успех таких художников, как Херст, Кателлан, Джар. Никого не интересовала казавшаяся несовременной тема героизма. С крахом больших идеалов и устойчивых идеологий искусство становится опытом индивидуального сопротивления. Но любое героическое действие сразу появляется на экранах ТВ и поглощается машиной глобальной коммуникации.

Выставка представляет творчество художников, стремящихся в своем искусстве выразить эти новые социа льные ценности. Организаторы выставки пригласили художников сформулировать свои модели героев. Нич, Болтански, Франческо Клементе и другие участники создали произведения специально для этой выставки. Для осуществления масштабного проекта впервые использовались недавно обновленный большой выставочный зал на первом этаже и пространство зала андеграунда.

Все художники в большей или меньшей степени монументальных произведениях решали тему по-своему, но в полном согласии с концепцией философа Антонио Негри, изложенной в каталоге и предупреждающей о крахе, возможной неудаче тех, кто попытается сотворить героев из святых, ангелов или монстров. По словами Эккерта, выставка не предполагала анализа темы героизма в современном искусстве. Скорее это парад героев, столкновение сильных личностей, автономных языков, ярких персонажей. Иными словами, художники обращаются к изначальным признакам героизма — уверенности и амбициозности, стремясь реконструировать модели и создать новые этические представления.

Некоторые работы на выставке словно иллюстрируют утверждение М. Мерло-Понти «Герой современности — не Люцифер, но и не Прометей, а сам человек». Об этом свидетельствовали произведения Микеланджело Пистолетто, Буржуа, Кифера. В «Автопортрете со звездами» (1973) герой Пистолетто — человек-художник, ставший одной из космических вселенных, ее истинной сущностью.

«Для меня скульптура — тело, тело — моя скульптура», — говорила Буржуа. С помощью искусства она рассказывает про свою жизнь, показывает себя как женщину, жену, мать, превращается в героя своего мира. В инсталляции «Камера ХХ» две болезненные фигуры помещены в клетку, ставшую тюрьмой для их мыслей, воспоминаний.

В огромной картине Кифера «Хумбаба» (4х6 м) монструозный герой шумерской мифологии предстает хранителем кедрового леса, где обитают боги. Подобно алхимику Кифер использует магические свойства разных материалов, чтобы представить Хумбаба как целостный образ, в котором значимость истории, трагедии, мифа, поэзии соединяется в одном героическом персонаже.

Каждый зритель может найти на выставке свой вид героизма. Демонстрируется даже реконструкция сцены жертвоприношения. В зале Нича в торжественной и мистической атмосфере выявляется сущность его Театра оргий и мистерий через священную силу реликвий. Литургия живописи превращается в героическую постановку, прославляющую жизнь и магию перерождения.Работы Нича хранят характерные особенности, жесты перформанса, они прочитываются в знаках, красочных мазках, смешанных с кровью, среди которых выделяется расписанная рубашка — память о герое оргиастической церемонии.

На символических аспектах темы «Герои» фокусируется и Марина Абрамович. На видео «Герой» появляется героиня с развевающимся белым флагом в одеянии, лишенном примет времени. Это чистая идея героизма сопротивления, о чем свидетельствует белая лошадь — знак отваги и самоотверженности. Снятый в 2001 году в Испании перформанс был посвящен отцу художницы, герою югославского сопротивления фашизму.

Марк Мандерс на выставке вступает в диалог с двумя ипостасями героя. Завораживает загадочное великолепие скульптуры-алтаря с его угрожающей образностью. Мандерс воспроизвел очень характерный образ современного идола из языческих и каннибалистических символов разных времен и культур. А его же «Фигура с книгой и фальшивыми словарями» наполнена молчаливым, почти метафизическим смыслом: размышление художника над автопортретом как архитектурной формой.

«Вызывающий амнезию алтарь» Майка Нельсона воспринимается как постмодернистский алтарь, отсылающий и к христианской иконографии, и к символике вуду. Нельсон аранжирует предметы, найденные на помойках, так, чтобы возникали ассоциации с ложным мифом, религиозным, политическим или консюмеристским идеологиям в американском обществе. Пустота существования обнаруживается в нагромождении вещей, помещенных в металлическую клетку.

Искусство в постмодернистскую эру, часто отождествляемое с крахом больших идеалов и развенчиванием идеологий, становится индивидуальным сопротивлением. В таком аналитическом сценарии и переосмысливается героический жест. Так, социокультурные и политические особенности израильской ситуации обретают героическое звучание в творчестве Сигалита Ландау. В перформансах и видео он протестует против превращения человека в объект боли. На видео «Хула с шипами для художника» обруч из колючей проволоки, как терновый венец, оставляет на теле при каждом обороте все больше ран: болезненный и героический образ, метафора человека, ощущающего свою беспомощность перед насилием в современном обществе.

Героем произведений некоторых художников, как уже отмечалось, становится обычный человек. На большой картине «Переход» Савий изображен распростертый на кровати мужчина, трансформированный в женщину после операции. А персонаж Павла Альтхамера («Автопортрет») выглядит антигероическим. Скульптура, сделанная из жира, воска, кишок животных и волос, выражает альтер эго художника в виде тотемической фигуры. Обнаженное человеческое существо оказывается уязвимым перед внешним миром, но в то же время наделено острой наблюдательностью. Герой Базелица — человек со слабостями, протестующий против странных, необычных, экзотических явлений. Картины напоминают о том, что и живописный жест может быть героическим. Еще в 1965 году Базелиц работал над серией портретов солдат, вернувшихся с фронта, они экспонируются на выставке.

Франческо Веццоли эфемерное превращает в вечное. В видео, пер-формансах, вышивках он демонстрирует восхищение гламуром, интерес к знаменитостям и поп-культуре. Вышивка — лейтмотив его искусства. С помощью искрящихся стежков он выделяет глаза, делает выразительным взгляд своих персонажей, подчеркивает макияж. Веццоли иконизи-рует современный миф о Марии Каллас. В шестидесяти трех объединенных в панно изображениях он представил трагическую и очень человечную Каллас в моменты ее славы и упадка. Молодые художники Дан Во и Латифа Эчакч предпочитают интерпретировать символический героизм, укорененный в коллективной памяти. У Клементе футболисты наделены аурой святости. А в залах подземного этажа можно увидеть инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых — метафорический и поэтический рассказ, сочетающий автобиографические элементы и историю. Это героизм безымянного, обычного человека, столкнувшегося с неотвратимым ходом истории.

Завершается выставочный маршрут в зале Марио Мерца (подземный этаж). Он сравнивал свое творчество с космическими энергиями. Попытка проникновения в первичные (первобытные) силы, источники жизни и постижение космической динамики через искусство проявляется в мощных, метафорических образах, таких как спираль и архитектура иглу.

На выставке «Герои» в GAM можно проследить связь между основной экспозицией музея, более исторической по своему характеру, и выставками, посвященными современным экспериментам. Выставка убедительно говорит о том, что поэтический героизм, безусловно, сохранит свою актуальность, корни которой следует искать в самом существовании искусства.

ДИ №1/2012

8 февраля 2012
Поделиться: