Петр Антонов фотографирует Москву — гаражи за окном своей кухни, промышленные районы, «хрущевки», стройки элитного жилья — все то, что москвич видит каждый день на пути от дома до метро. Фиксирует он и эстетически освоенные пространства, и места, при взгляде на которые не возникает даже мысли о красоте, которая могла бы оправдать визуальный хаос.
|
Антонов считает, что само существование равноправных объектов на снимке и является смыслом изображения. Антонов имитирует случайную фотографию, композиция в ней строится по принципу равновесия и равнозначности всего, что видно в объектив. Автор относится с равным вниманием к разным по стилю, значимости, эстетической осмысленности объектам реальности.
Наличие разноуровневых объектов — особенность московской визуальности. Таково свойство этого пространства, в котором наличествует все и сразу, видимое в каждый момент — бесконечное неупорядоченное множество предметов. Подобное нагромождение заставляет нас сосредотачиваться не на объектах, а на пустотах между ними и осмыслять значение того, что исключено из зрительного ряда.
Петр Антонов окончил Московский государственный лингвистический университет в 1999 году. Привычка тщательно выбирать слова, свойственная лингвисту, накладывает внутренние ограничения на оперирование категориями прекрасного, смысла, реальности… Возникают определенные трудности при попытках втиснуть его творчество в рамки какого-либо одного жанра или направления. Это затруднение обусловлено еще и тем фактом, что автор искусно имитирует отсутствие личного отношения к изображенному на снимках. Это фотографии-редимейды, где принципиален примат изображаемого над изображением.
C художественной точки зрения эти фото мало отличаются от фотоматериалов многочисленных проектов, связанных с видеоэкологией среды. Ракурсами, светописью, ритмами, живописностью Петр не злоупотребляет. Но, в отличие от видеоэкологически ориентированных фотографов, он сосредоточен не на гомогенных и агрессивных видимых полях. В ≈большинстве случаев Антонов концентрируется на том, что, как правило, не фиксируют фотолетописи. Это город, который остается за кадром, именно в силу его профанности.
В отказе от специфических фотографических приемов и непрояв-ленности авторского отношения к зафиксированному в кадре — парадоксальная привлекательность работ Петра Антонова.
ДИ №1/2012