Куратор погружается в исследование одной рисовальной школы как одной культурной традиции и открывает ее перед зрителем как действительное состояние или форму существования современного художественного языка. Техника рисования представляется как форма постоянного присутствия в настоящем — почти тактильного ощущения времени; это современная художественная пластика и рабочий инструмент вскрытия достоверности настоящего, язык, которым высказывается настоящее. Одновременно это эскизный экскурс в историю преемственностей и взаимовлияний в московской школе графики. Другими словами, выставка предлагает некоторый анализ художественной техники, делающей возможным сборку или реконструкцию культурного пространства как пространства языка и ее связности с теми состояниями, которые стали историческим основанием современных механик искусства.
На выставке были представлены работы профессора ВХУТЕМАСа Владимира Фаворского и его студентки Александры Билль, другого замечательного педагога — уже нашего времени — Александра Ливанова и его учениц и учеников — Олеси Бурыкиной, самой Ольги Иордан, Дмитрия Филатова и других. Особое место в экспозиции занимали работы Анастасии Ахтырко, художника почти легендарного. Но самое главное: поскольку куратор — сама художник, ученица и педагог в одном лице, то выставка отражает профессиональное понимание художественного языка. Прочтение этой истории глазами профессионального рисовальщика, погрузившегося в исследование языка, из которого и появляется художник, удивительно интересно. Рисование в практике ливановских учеников стало формой открытого диалога; оно становится не только способом считывания и пересказа устойчивой формы современности, то есть ее постоянного репродуцирования и редуцирования, но в большей степени возвращением ее из плоских состояний культуры к системе с растущим числом измерений, к реальности с другой глубиной, к созданию поля культурного диалога, к полифонии; это другая возможность существования языка современного искусства и другой способ проявления действительности. Концепцию выставки Ольга Иордан описала в прекрасном тексте: «Цветной карандаш взывает к условности. Сколько бы у тебя ни было цветных карандашей, того цвета, который ты видишь, в натуре все равно нет. Но из любого набора карандашей можно создать условное живописное пространство. Это не произвол, а логика. И это осознали основоположники ВХУТЕМАСа… специфика цветного рисунка требует изначальной решенности, так как исходит в первую очередь из уважения к белизне бумаги, которую необходимо сохранить и как равноправный с другими цвет, и как основу, поверхность, на которой приходится работать, каковая всюду просвечивает и объединяет весь лист сквозь штрих. Цветной карандаш — это не раскрашивание, а структурообразующий принцип… Это не зарисовка на память с обозначением цветов, а развитое сочетание живописи и рисунка».
ДИ №1/2012