Нижегородский арсенал Волго-Вятского филиала ГЦСИ
|
Арсенал был построен в Нижнем Новгороде в 1843 году по проекту архитектора А. Леера и инженера П. Готмана в стиле позднего классицизма. Переданное в 2003 году Приволжскому филиалу ГЦСИ здание находилось в разрушенном состоянии. Восстановление памятника заняло 12 лет. Архитектурная концепция и реализация: проект мастерской «Архитекторы Асс», реставрация архитектора А. Епифанова, генеральный подрядчик СМУ-77. Арсенал пережил своего рода «конверсию» — стал объектом культуры, музеем нового типа, современным общественным местом.
В 2011 году введена первая очередь реставрации (около 1700 кв. м). В течение трех лет здесь состоялось более 50 выставок, 200 лекций, 350 экскурсий, около 100 концертов и т.п. За это время Арсенал посетило 200 тысяч человек. В конце 2014 года закончена вторая очередь реставрации. Общая площадь здания 7 000 кв. м, экспозиционные залы 2 000 кв. м. Реставрация Арсенала отмечена премией The Art Newspaper Russia.
Леонид Бажанов, художественный руководитель ГЦСИ
В художественной жизни России завершение реставрации Арсенала — здания филиала Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде мне представляется одним из крупнейших событий текущего года. Здание Арсенала прекрасно адаптировано к своей новой функции. Это арт-пространство сравнимо с теми, что существуют в цивилизованном мире, организовано на высоком уровне с учетом международного опыта. Россия может гордиться своим современным искусством и историей, связанной со становлением и продвижением нового искусства.
В России еще в начале ХХ века были открыты первые в мире музеи современного искусства, а также Институт художественной культуры, Государственная академия художественных наук, нам есть что вспоминать и чем гордиться. После длительного подавления современного искусства, после «бульдозерных» выставок у нас открывается замечательное пространство Центра современного искусства в одном из крупнейших городов России, тем самым мы показываем, что способны выйти на новый уровень цивилизованного развития.
На сегодняшний день Арсенал — крупнейшая выставочная площадка Государственного центра современного искусства, где реализуются уникальные междисциплинарные проекты, связанные с новыми возможностями этого арт-пространства, но главное, происходит комплексное продвижение современного искусства и в профессиональных выставочных проектах, и в образовательных и издательских программах. Здесь аккумулируется информация в области современного искусства. Сотрудники филиала принимают участие в крупнейших международных выставках, например, арт-директор Любовь Сапрыкина, которой сегодня уже, к сожалению, нет с нами, в 2005 году была комиссаром российского павильона на Венецианской биеннале. Анна Гор и Любовь Сапрыкина, начинавшие свою деятельность в конце 1990-х со скромного центра «Кариатида», стали организаторами одного из самых масштабных проектов в области современного искусства России. Поволжье — единственный округ России, где открыт уже второй филиал ГЦСИ. Деятельность сотрудников этих филиалов базируется на высокопрофессиональном знании отечественного и зарубежного искусства Новейшего времени, глубоком понимании культурного контекста, настоящем, подлинном патриотизме, о котором сегодня много говорят.
Михаил Миндлин, генеральный директор ГЦСИ
Завершение научной реставрации и приспособление под новые функции Арсенала в Нижнем Новгороде — большое событие для современного искусства России. Процесс занял 12 лет. Если сопоставить затраты на восстановление аналогичных зданий в Европе, наши были существенно ниже. Нам приходилось постоянно придумывать, как при существующем финансировании сделать все максимально хорошо. Работа архитекторов и реставраторов строилась в диалоге с сотрудниками центра с учетом специфики функционального использования помещения.
Международная музейная деятельность в области современного искусства все больше и больше сдвигается в сторону междисциплинарных проектов, сегодня мы говорим уже не об изобразительном искусстве, и даже не о визуальном, а скорее об аудиовизуальном.
В Арсенале была создана многофункциональная сценическая площадка, где стала возможной реализация таких экспериментальных проектов, как опера «Провмызы» «Марево» (2012), идеологическое дефиле Вадима Захарова по книге Бертольда Брехта «Мети. Книга перемен». В Арсенале работает лаборатория визуальных коммуникаций и ТV-студия, предусмотрено пространство для аудиовидеолаборатории и звукозаписывающей студии.
Все филиалы ГЦСИ — единая структура, у нас есть общая координация творческой деятельности, но каждый филиал при этом — самостоятельный полноценный центр современного искусства, деятельность которого направлена прежде всего на интересы и нужды своего региона.
Все наши филиалы создавались при взаимодействии с местной властью. В Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Владикавказе, Томске, Калининграде и Самаре здания для работы филиалов были предоставлены нам региональной администрацией. В Самаре, для того чтобы передать ГЦСИ один из выдающихся памятников конструктивизма 1930-х — фабрику-кухню архитектора Максимовой, местные власти выделили новое здание негосударственной организации, которая ей на тот момент владела.
Нам продолжают поступать предложения от регионов о создании филиалов центра в Саратове, Астрахани, Ярославле и других городах. Регионам это выгодно, так как основное бремя затрат ложится на федеральный бюджет. А они получают полноценный центр современного искусства, институцию, которая будет осуществлять поддержку современного искусства и способствовать созданию среды, необходимой для его развития.
К сожалению, обострение экономических проблем, которое происходит сегодня, отражается прежде всего на современном искусстве. Оно наиболее уязвимо именно потому, что еще не институализировано. Традиционное, классическое искусство уже апробировано историей, экспертным сообществом, музеями. От него трудно отказаться. А современным искусством идеологически и политически жертвовать проще, так как налогоплательщику легче объяснить, почему сокращается это, а не что-то другое. Хотя это совершенно неправильно, потому что историю регионального, национального, мирового искусства формирует именно новейшее искусство. Искусство очень быстро переходит из категории современного в категорию культурного наследия: музеефицируется, классифицируется, престает быть экспериментальным. Это происходит у нас на глазах.
ДИ №2/2015