Я видела экспозицию «Музея великих надежд» в новом Арсенале при дневном свете, и при рассеянном сумеречном освещении, в вечерней тишине. Арсеналу идет вечер.
|
Сейчас мне сложно вообразить, что в этих пространствах может быть что-то иное, тем более что Арсенал — исторический объект, музейный экспонат, а значит, достоин быть представлен сам по себе в масштабе своих восстановленных площадей. Можно ли сделать экспонат фоном, основой для демонстрации другого экспоната? Думаю, что, как и в любом другом памятнике архитектуры, ставшем музеем, местом экспонирования, этот вопрос будет возникать постоянно. В данном случае куратор выставки Алиса Савицкая тоже столкнулась с тем, что не бывает легкого варианта размещения объектов. Здесь практически все произведения были созданы специально для «Музея великих надежд», художники работали с пространством, и все, даже авторы самых крупных работ, вписывая их, старались оставить максимум воздуха и свободных стен. В результате получилось как бы двойное экспонирование — и тематической выставки, и самого Арсенала. Тем интереснее, как сотрудники будут решать задачу размещения следующих экспозиций.
Пространство Арсенала апеллирует к истории. Когда видишь в нем людей, первая ассоциация — полотна итальянского Возрождения с помещенными в архитектурные пространства человеческими фигурами. Но в следующий момент вспоминаешь и голландцев XVII века: Питера Санредама и особенно Эмманюэля де Витте, с его условно-идеальными церковными интерьерами, немногочисленными посетителями, высотой сводов и воздухом, заполненным игрой света и тени. В новом Арсенале очень хорошо выявлен этот человеческий масштаб стоящих или сидящих фигур, соразмерность сводов, колонн, оконных проемов, атриума. Мерная величина — посетитель, остановившийся перед работой художника или передвигающийся по огромным залам, и смотритель, иногда почти слившийся с пространством и ставший его органичной частью, и работы художников — десятиметровое полотно Сергея Шутова, посвященное судьбе прославленных летчиков Нестерова и Чкалова, серия фоторабот Алика Якубовича, отсылающая к творчеству Карелина и Дмитриева, «Переносной памятник Попову» Евгения Стрелкова... «Человек — мера всех вещей» — таково одномоментное и очень острое впечатление от пространства экспозиции.
Идея создания этой выставки, по словам Алисы Савицкой, давно занимала сотрудников Арсенала. «Шухов, Алексеев, Чкалов, Нестеров — это те персонажи, к которым мы давно подступались. Еще не было конкретной концепции “Музея великих надежд”, но мы уже думали о художественном проекте, героями которого они могли бы стать. То есть выставка аккумулировала уже существовавшие наработки». Среди выбранных имен есть те, кто принадлежал нашему краю по факту рождения, а также те, кто творил на этой земле, оставив здесь свой след. В этом отношении выставка в равной степени и краеведческая, и российская, и международная. Пересечение имен и идей наращивает смыслы и ассоциации.
«Музей великих надежд» — это самопроверка, просвещение и одновременно экзамен. Искусство, представленное в Арсенале, ничего не отвергает, ничего не доказывает и не навязывает. Оно оперирует известной всем исторической базой, но может оставить в недоумении того, кто убежден, что хорошо знает жизнь Кулибина, Горького, Карелина, Дмитриева, Балакирева, Сусловой, Чкалова, Нестерова, Шухова и других героев этой экспозиции. Однако не того, кто считает, что современное искусство может открывать неизведанное. Оно побуждает проверить свои знания, что и составляет образовательный посыл «Музея великих надежд».
И возможно, на выставку стоит прийти не один раз, смотреть, думать, вспоминать и изучать, проводить здесь время, возвращаться. Арсенал располагает к такому отношению.
ДИ №2/2015