Арт-дуэт Олега Елисеева и Евгения Куковерова пропагандирует занятие, которое меньше всего в этом нуждается, так как все вокруг только и делают, что фотографируют, фотографируются и заполняют Сеть своими снимками. Сегодня уже почти не смотрят на мир без помощи камеры, пускай даже мобильно-телефонной. Современная визуальная экспансия, основанная на цифровых возможностях, дала потребителю искомое желание без труда запечатлеваться на фоне красоты любого порядка: у воды, на горе, на фоне памятника или картины. Но в музеях не всегда можно фотографировать.
|
«Пропаганда фотографирования» — Вторая персональная выставка «ЕлиКука» в московском музейном пространстве (первая — «Восстание тренажеров миропорядка» состоялась в МАММ в 2012 году), но именно здесь, их традиционно абсурдистская манера достигла наивысшей точки. Елисеев и Куковеров предлагают публике стать частью современного искусства. К произведениям прилагаются инструкции, объясняющие, как нужно себя вести с тем или иным объектом. В одиночку справиться с задачей довольно сложно: в съемочный процесс должны быть включены как минимум два человека — фотограф и модель. Тема «зритель как часть произведения искусства» не нова, перформативные проекты строятся на интерактивном игровом начале. Тут посетителю предлагается вспомнить уличные фото, когда в специальную прорезь балаганной декорации нужно было вставить голову или другую часть тела и так сфотографироваться. Но эти декорации не претендовали на статус произведения. Здесь же от разнообразия представленных арт-объектов рябит в глазах. И от их количества — целый этаж, и качества — сделано все мастерски небрежно.
Артефакт, отрицающий традиционную культуру, теряет радикальность в тот момент, когда эта традиционная культура находит ему место. А тут музей! И все, что происходит в его стенах — часть культурной истории. Это лишает артефакт символического дистанцированного восприятия, оно заменяется его адаптацией. Понятно, что потребность дистанцироваться от традиционной культуры, от существующего порядка вещей, от доминирующей системы ценностей возникает с различной степенью частоты и имеет возрастные, социальные и культурные коннотации. Однако сегодня все стадии, которые прошла адаптация, например, «Фонтана» Марселя Дюшана, за полвека, происходят куда с большей скоростью.
Как-то в Париже Дюшан зашел в магазин и купил писсуар. Поставил его на постамент и предложил продемонстрировать на выставке американского независимого искусства. Жюри отказало художнику в его просьбе, скандал затих, а высокоученые дискуссии по этому поводу длились долго. Художник вскоре заявил, что оригинал произведения «реди-мейда» потерян и сохранилась только его фотография, сделанная не кем-нибудь, но Альфредом Штиглицем. Современники сочли фотографию произведением искусства.
У этой истории есть продолжение. Xитрый дадаист сделал гравюру с фотографии Штиглица в 1964 году, а также подписал еще несколько писсуаров, подзаработав при этом и получив за «граффити» статус гениального автора ХХ века, создавшего уникальные артефакты.
Дюшан от души посмеялся над профанным зрителем и научным искусствоведением. И до сих пор у Дюшана имеются последователи и подражатели, а также авторы, которым независимо от него пришли уникальные идеи выставлять в музейных экспозициях унитазы.
Но со временем самый радикальный выпад, способный, казалось бы, поколебать устои и возмутить умы, апроприируется и музеями, и арт-рынком, и массовой культурой. Еще, казалось, вчера художник призывал сбросить с корабля современности именитых классиков, но вот он сам попадает в пантеон классиков, и так далее, далее, далее. На любой провокационный жест всегда находится потребитель.
«ЕлиКука» тоже решили свергнуть тиранию высокого и серьезного в музее. Понятно, что радикальности, которая отличала фарфоровый объект Дюшана, достичь уже никому не удастся. Но поведение не по правилам по-прежнему остается наиболее верным, то есть успешным.
А все-таки зачем авторы пропагандируют фотографирование? Не просто же так названа выставка. Пропаганда подразумевает распространение идей и аргументов, но еще и слухов или заведомо ложных данных. Концепция — не в призывах к активизации массовой практической манипуляции фотоаппаратам, совсем наоборот. Авторы пытаются громко сказать: прекратите снимать все что попало и как попало! В этом заключается знаменитый «парадокс лжеца», в котором именно ощущение лжи, а не истины делает ситуацию парадоксальной.
ДИ №3/2014