Интервью с руководителем школы «Свободные мастерские», куратором Дарей Камышниковой
Выставки школы современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства «Мастерская» проходят с 2001 года. Это творческий отчет студентов и педагогов, формат которого постоянно меняется. Теперь они будут существовать в новом режиме: раз в два года, в меньшем составе представлять работы, созданные в процессе обучения, в результате взаимодействия слушателей школы с куратором, а по нечетным годам — сохранят прежнюю форму свободного приема заявок.
|
ДИ. Школа «Свободные мастерские» — одна из первых институций дополнительного художественного образования в области современного искусства в нашей стране, ей уже более двадцати лет. На какие модели ориентировались ее организаторы?
Дарья Камышникова. Информация о мировом художественном образовании в те годы была минимальной, Интернет еще не стал распространенным. Поэтому опирались прежде всего на отечественный опыт, и в первую очередь на методики Вхутемаса, откуда и было заимствованно название «Свободные мастерские» и принципы преподавания: возможность посещать различные мастерские в зависимости от интересов студента. Когда опыт зарубежных институций стал доступен, большое впечатление на меня произвела Королевская академия свободных искусств в Стокгольме. Такие мастерские и такое оборудование для занятий — для нас недостижимая мечта. Но по методикам преподавания ничего нового, пожалуй, не было.
А вот на сайте Лодзинского музея современного искусства меня заинтересовали курсы по видеоарту, захотелось сделать у нас что-то подобное. Этот музей появился еще в тридцатые годы, я была в нем в конце восьмидесятых, когда современное искусство мы видели только в книгах. И возможно, посещение именно этого музея определило мою дальнейшую судьбу.
ДИ. Как смоделировать такой курс обучения, чтобы молодые художники могли свободно ориентироваться в мире современного искусства? Дарья Камышникова. В первые годы работы школы в составе музея у нас еще были практические занятия по живописи, графике, фотографии и даже объекту и инсталляции. Однако в дальнейшем мы отошли от этого принципа: для реализации такой работы со слушателями нужны пространства и бюджет, которыми мы не располагали. В итоге мы пришли к убеждению, что если развить мышление, то необходимые навыки человек может получить сам или в других учебных заведениях. Сейчас у нас существует обязательная программа и еще несколько предметов на выбор. В обязательной программе предметы, которые мы считаем важными, но слушателям они могут сегодня казаться несущественными, их значимость осознается порой спустя годы.
ДИ. Тенденции в искусстве очень подвижны, не исключено, что актуальному художнику могут понадобиться разные навыки. Готовы ли ваши выпускники к возможным сменам стратегий в искусстве?
Дарья Камышникова. Мы ориентированы в основном на людей, уже получивших традиционное художественное образование. Мое личное убеждение: академические навыки очень важны, потому что они обеспечивают необходимую степень владения ремеслом и возможность реализовать замысел. Сейчас мы наблюдаем бум современной живописи, появилось много выпускников Суриковки или Строгановки, которые заканчивают курсы у нас или в ИПСИ и начинают ориентироваться в актуальном художественном процессе. Они свободнее в построении своей художественной стратегии и формировании собственного языка. Примеры этому — Таисия Короткова, Мария Сафронова, Антон Кузнецов, Владимир Потапов и многие другие, они достаточно востребованы кураторами и различными институциями.
ДИ. Что изменилось в условиях приема слушателей в школу?
Дарья Камышникова. С 2013/14 учебного года школа перешла на платное обучение. Эта вынужденная мера оказалась весьма результативной, к нам пришли люди, осознающие, насколько им необходимо такое образование, готовые выложить за него «свои кровные». Следовательно, и посещаемость, и активность слушателей значительно выросли. Музей выделяет десять бюджетных мест, которые по итогам собеседования мы отдаем талантливым, но малообеспеченным молодым художникам и кураторам.
ДИ. Коллектив педагогов школы стабилен или часто обновляется?
Дарья Камышникова. Есть курсы, программно ориентированные на ротацию кадров, как, например, «Само-продвижение молодых художников», в этом году его вел Владимир Потапов, на следующий год мы рассматриваем кандидатуры лекторов. Ведь важно, чтобы художник имел не только личный успешный опыт продвижения, но и педагогические способности. Идея такова. Это молодые люди, только что получившие признание, готовые поделиться свежими впечатлениями и опытом, как найти свой путь в искусстве, как выстраивать отношения с институциями. Очень не хватает Ольги Шишко, она открыла свою школу, но мы потеряли педагога, с которым сотрудничали многие годы. У нее был насыщенный искусствоведческий курс по медиаарту. Сейчас видеоарт у нас преподает Антонио Джеуза, у него теорико-практический курс. Он предлагает интересные, продуманные задания, не требующие специальной техники и навыков, но они дают очень хорошие результаты в учебном процессе. Курс философии искусства на протяжении ряда лет читает Андрей Великанов. Надеюсь, что наше сотрудничество долговременное, так как считаю этот предмет одним из основных для понимания актуальных художественных процессов. Есть педагог, который рос вместе с нашей школой — Юрий Шабельников. Он следит за художественной практикой и анализирует ее. Его авторский курс «Актуальные практики современного искусства» меняется в зависимости от того, какие тенденции становятся актуальными. Близкие темы может содержать и курс истории искусств, но у Шабельникова взгляд художника на художественный процесс, часто основанный на осязании того, что делал, какие чувства испытывал и чем руководствовался автор в процессе создания того или иного произведения. Тактильности искусства и тактильным ощущениям художника была посвящена и выставка «Мастерская’14», названная нами «Пределы осязания».
ДИ. Почему в этом году ее провели раньше, чем обычно?
Дарья Камышникова. Летом состоится молодежная биеннале, все внимание и силы будут отданы ей, поэтому «Мастерскую» решили провести весной.
ДИ. Какие задачи вы решали в «Пределах осязания»?
Дарья Камышникова. Хотя художники — прежде всего визуалы, тем не менее и процесс работы, и творческий результат связаны с осязанием. Это ощущение свободы владения материалом, которое знакомо только художнику и о котором не всегда знают искусствоведы. «Пределы осязания» — об аспектах тактильной памяти (или ее отсутствия), которые волнуют молодых авторов. О том, как сохранить для себя эти воспоминания, как выглядит наш мир на ощупь, это визуализация ощущений жизни современного человека.
ДИ. Это итоговая выставка выпускников школы?
Дарья Камышникова. Традиционно в выставке принимали участие учащиеся школы, выпускники прошлых лет и студенты других институций, например «Открытой школы Манеж/ МедиаАртЛаб».
ДИ. Сохраняют ли ученики связь со школой после окончания учебы?
Дарья Камышникова. Я считаю, что поддержка выпускников — очень важная миссия именно для молодого музея. Мы фактически формируем среду художников и зрителей, чьи дети уже не будут спрашивать, что такое современное искусство. Любой выпускник школы может договориться об индивидуальной консультации по собственному проекту со мной или любым другим нашим преподавателем. Мы помогаем не только советом, но и практически — координацией проекта, поиском площадки. Для профессиональной поддержки наших слушателей, выпускников и просто интересных молодых художников в ММОМА уже много лет работает программа «Дебют», в рамках которой в музее организуются первые выставки начинающих авторов. В здании на Гоголевском уже несколько лет функционирует постоянная экспериментальная площадка, где показывается молодое искусство. С прошлого года появилась программа, которую мы пока назвали «Второй этаж». Это выставки художников, уже принимавших участие в «Дебюте» или в «Мастерской», их творчество получило развитие, и они возвращаются к нам уже другими. Программу открыли выставки «Распорядок дня» Марии Сафроновой и «Плохая печать» Антона Кузнецова. В нынешнем году запланировано три выставки этой программы. Одна из них — проект Романа Мокрова «Спрячь в ладонь новорожденный огонь» — прошла в конце апреля при поддержке галереи «Триумф», с которой планируем регулярно проводить выставки. Организаторы и участники программы «Дебют» с радостью откликаются на предложения сторонних площадок. Так, в этом году наши проекты будут показаны не только на площадках музея, но и в галерее «Беляево», Центре дизайна «Артплей» и Музее ГУЛАГа. В этом году многие выпускники школы также принимают участие в специальных и параллельных проектах молодежной биеннале. Кроме того, музей закупает работы молодых художников, это не только финансовая поддержка, но и статусная — кредит доверия музея, безусловно, влияющий на дальнейшую карьеру художника.
ДИ. Елена Ковылина в манифесте школы перформанса, которая создана при муниципальной галерее «Солянка», упрекнула институции дополнительного художественного образования в обучении по западной модели, клонирующей вторичных художников, и провозгласила поиск «особого пути». Как вы это прокомментируете?
Дарья Камышникова. Мне кажется особенно важным, чтобы произведения делались для нашего зрителя здесь и сейчас. Как на выставке Романа Мокрова, которая недавно прошла на Гоголевском. Мне, например, не хотелось бы видеть одно и то же искусство в разных странах. Во Франции меня интересует французское искусство, в Германии — немецкое. Конечно, международный контекст важен, но все же художник ориентируется на проблемы, которые возникают в его жизни. Это, во-первых, ему ближе и понятнее, во-вторых, это и делает его особым. Думаю, и зрителям художник интересен, когда они видят отклик на то, что и их волнует. Такой художник будет интересен и тем, кто не знает местных реалий, но хочет их понять, увидеть что-то новое для себя.
ДИ №3/2014