Группа «SOSка» — сообщество молодых художников Харькова, связанного с традицией конструктивизма и авангарда начала ХХ века. Сегодня здесь существует несколькохудожественных авторитетных институций — художественный музей, выполняющий роль хранилища классического искусства, салонная муниципальная галерея и харьковская Академия дизайна и искусств, которая игнорирует как актуальные процессы, так и историю современного искусства. В этой ситуации современный художник занимает место маргинала без прав и территории. Социальный контекст вызвал активность, выходящую за рамки чисто художественных практик.
|
В октябре 2005 года группа молодых художников, совершив самозахват одноэтажного пустующего жилого дома в центре города, открыла галерею-лабораторию «SOSка», которая стала базой для развития некоммерческого искусства с коммуникативными и репрезентативными функциями.
Галерея напоминает московские сквоты конца 1980– 1990-х — в Фурманном и Трехпрудном переулках, «Заповедник на Петровском бульваре», а также сквот «Парижская коммуна» в Киеве, где работали художники новой волны. Опыт, унаследованный «SOSкой», непосредственно в харьковской традиции — галерея-лаборатория «Up/Down», существовавшая с 1993-го по 1997 год.
Первые выставки в «SOSке» носили экспериментальный характер. Николай Ридный и Анна Кривенцова, выполнявшие роль кураторов, делали акцент на табуированной на Украине социально-политической проблематике. Выставки, посвященные темам порнографии, бедности, выборам президента выходили за рамки эстетических задач, становясь прецедентами активистского жеста. Принцип DIY (do it yourself) стал основополагающим в стратегии лаборатории.
Харьковский альтернативный project space сделал ряд совместных проектов с молодыми художниками из других городов: Р.Э.П. (Киев), «Тотем» (Херсон), Давидом Тер-Оганьяном и Александрой Галкиной (Москва), Владимиром Логутовым (Самара).
На базе лаборатории, основными принципами которой были коллективизм и самоорганизация, со временем сформировалась регулярная группа соавторов. Действия «SOSки» вышли за пределы руинированного помещения, началось сотрудничество с другими институциями. Важным кураторским проектом группы стала выставка «Новая история» в Харьковском художественном музее в 2009 году, в которой приняли участие художники из стран Восточной Европы. В экспозицию были включены работы как известных авторов, так и учеников местного художественного вуза, выполненные специально для выставки, как лабораторная работа — результат регулярных встреч-обсуждений, проводимых группой «SOSка» со студентами, условно названных «Программа Класс». Однако выставка была досрочно закрыта по распоряжению директора музея, что спровоцировало активные дискуссии о необходимости реформ в сфере культуры и обсуждения проблемы цензуры.
Началом художественной активности группы можно считать совместные акции Николая Ридного и Беллы Логачевой в 2004 году. За две недели до начала «оранжевой революции» на Украине художники провели перформанс «Политкон-кретность» в Харьковской муниципальной галерее. Одна из стен выставочного зала была заклеена портретами кандидатов в президенты. В присутствии зрителей и прессы художники забрызгивали лица политиков белой краской. Белая стена — результат очищения «грязной репутации» — была метафорой чистого листа, с которого следует начинать строить новую политику. Акция проходила во взаимодействии со зрителями, которые активно участвовали в «побелке». Накануне выборов в парламент в 2005 году группа «SOSка» (в составе Николая Ридного, Анны Кривенцовой и Сергея Попова) провела серию акций «Они на улице» в Харькове и Киеве. Надев маски главных украинских политиков — президента, премьер-министра, а также лидеров оппозиции, художники изображали «бомжей», просящих подаяние. Этот жест можно воспринять как метафору метода завоевания голосов избирателей.
Акция Николая Ридного «Лежи и жди» при участии Ивоны Голыбъевской (2006) — результат вторжения политики в частную жизнь художника. Ряд попыток посетить Европу завершился для него серией отказов в визе. Даже имея приглашение на собственную выставку, художник не смог выехать за границу. Шенгенские отказы — своеобразные «волчьи билеты» — источники будущих визовых неудач. Эта парадоксальная ситуация и стала поводом для художественного жеста: когда человеку нечего терять, он может просто лечь на тротуар перед посольством и ждать. Очень скоро последовала реакция охраны немецкого посольства — художника задержали, ответив агрессией на дезориентирующее поведение. Цель акции — вскрыть абсурдность надежд украинских политиков, убежденных в возможности беспрепятственного вступления в Евросоюз, показать беспомощность перед системой запретов и ограничений, направленных во имя политическо-экономического благополучия Европы против «чужих». Возможность путешествовать художник получил лишь благодаря случаю, когда в новом паспорте его фамилия была написана в другой транскрипции, скрывшей негативный опыт прошлого.
Переход от прямого действия к проектам-исследованиям, связанным с непосредственным внедрением в различные социальные группы, впервые реализован в видео «Be happy» (2005). В фильме рассказывается история девушки, которая живет на улице и, стараясь скрыть свою нищету, копирует поведение фотомодели из рекламы. Фраза из песни «Don’t worry / be happy» становится лейтмотивом жизни человека «на дне».
Акция «Бартер» (2007) была посвящена проблемам коммерциализации искусства, критике глобализации. В украинской деревне художники устраивают своеобразный аукцион, на котором местным жителям предлагают в обмен на сельскохозяйственные продукты приобрести симуляции работ звезд современного искусства (среди которых Энди Уорхол и Чак Клоуз, Сэм Тейлор-Вуд и Синди Шерман). Купивший работу местный житель находит ей место среди фотографий родственников или на домовой печи. Тем самым топовые в контексте художественной ярмарки произведения в быту подвергаются инфляции. Выбор покупателей основан на практических соображениях, на возможности применения искусства в контексте каждодневных забот. Критическая направленность по отношению к глобальному художественному истеблишменту особенно наглядно проявилась в ходе интервенции проекта в различные art-fair: видео соседствовало с боксами галерей, где можно было встретить оригиналы данных произведений.
Проект «Memorial» / «Поминки» (2009) связан с глобальным экономическим кризисом. Художники попросили деревенских плакальщиц совершить ритуал оплакивания произведений искусства ушедшего века — от «Фонтана» Марселя Дюшана до «Ради любви Господа» («For the Love of God») Дэмиена Херста как высшей точки коммерциализации. Через аффективное действие художники поднимают вопрос о необходимости переосмысления ценностей, рассматривая кризис как благоприятную ситуацию для поиска авангардной идеи и возможности эксперимента в искусстве.
На основе исследования интернациональной молодежной культуры, раздробленной на десятки субкультур, группа создает цикл работ «Мечтатели» (2008). «В ситуации атомизированного постсоветского общества активность субкультурного сообщества принимает формы социального театра, а художественная практика — его провоцирования и документации», — писал В. Мизиано об этом проекте. Отсутствие четкой политической позиции, характерное для украинского общества того времени, формирует в молодом поколении тип инфантильного героя-мечтателя: декларируя свои интересы подобно участникам телевизионного кастинга, молодые люди представляются мигрантами, людьми, движущимися без конкретного пункта назначения, революционерами, выражающими безвекторный протест. В видеоинтервью «У меня есть мечта / Я не знаю» (2009) сопоставляются две группы внешне очень похожих людей — украинские подростки, мечтающие о путешествии в Европу, и австрийские школьники, имеющие смутное представление как об Украине, так и о европейской геополитике в целом.
Проект «Полицейская академия» (2010) — расширенная метафора полицейского государства, где свободы подавляются контролем и дисциплиной. Объектами исследования становятся курсанты училища МВД. Молодые люди еще полны иллюзий, униформа привлекает их возможностью стать супергероями. Однако со временем «героям» придется расстаться с мечтами, их отформатируют в служак, слепо выполняющих приказы. Национальный гимн, который курсанты исполняют в наушниках, не слыша собственного голоса, выглядит как фрагмент забавного караоке. Но соседство этого сюжета с видеодокументацией практических занятий по огневой подготовке и отработке приемов по задержанию подозреваемых говорит о добровольном отказе от индивидуальности в угоду властной структуре.
Используя методы прямого художественного жеста, группа «SOSка» выявляет наиболее реакционные изменения в социуме и актуализирует вопросы о месте и роли художника в современном обществе. Проекты социального исследования, направленные на анализ контекста, приводят группу к созданию своеобразного слепка локальной ситуации, альтернативной глобальным процессам. Проекты группы находятся на стыке художественной и социальной активности. Работая как коллективный организм, художники последовательно занимаются развитием конкретной культурной среды, инициируя коммуникационные и образовательные проекты. Процессуальная практика коллектива строится на принципе горизонтального взаимодействия, художники избегают иерархии отношений, присущей современной арт-системе.
ДИ №3/2014