В Амстердаме, в музее Стеделийк, состоялась выставка «Казимир Малевич и русский авангард». Пять сотен работ заняли тринадцать залов.
|
За двадцать последних лет это крупнейшая выставка Казимира Малевича и первая столь масштабная экспозиция за год, минувший после реконструкции Стеделийк-музея, располагающего самым внушительным за пределами России собранием произведений «пионера русского авангарда» (28 полотен и рисунки). В 1927 году Малевич, как известно, вывез работы из страны в Берлин на персональную выставку, тридцать лет полотна хранились в Германии, в квартире архитектора Хьюго Херинга, где в 1957 году были обнаружены тогдашним директором Стеделийка, Виллемом Сандбергом.
К ним амстердамский музей добавил архив культурного фонда «Центра Харджиева — Чаги», названного по фамилиям российских эмигрантов, литературоведа Николая Харджиева и скульптора Лидии Чаги. Эти богатства и легли в основу проекта кураторов, сотрудников Стеделийк-музея Герта Иманса и Барта Руттена, которые, не уклоняясь от хронологического принципа, поделили экспозицию на десять тематических блоков, проиллюстрировавших творческий путь русского художника. Ранний этап творчества будущего ниспровергателя основ, опыты с импрессионизмом, символизмом и фовизмом 1903–1910 годов представлен работами из Стеделийка и Третьяковской галереи. Работы из своих коллекций любезно предоставили Московский музей современного искусства, Саратовский, Екатеринбургский, Краснодарский, Нижегородский, Ивановский, Самарский, Тульский, Красноярский музеи, а также музеи Людвига, Центра Помпиду, Тейт). Однако Государственный Русский музей в этой грандиозной по значению выставке не участвует, поэтому знаковые работы раннего периода, такие, как, например, «Цветочницы» или «Девушки без службы», отсутствуют, зато знаменитый фовистский автопортрет художника, принесенный в дар Третьяковке Георгием Костаки, до Амстердама доехал, равно как другие вещи из со-брания этого серьезного коллекционера, в 1977 году покинувшего СССР, ныне хранящиеся в Музее современного искусства в Салониках. Это по преимуществу включенные в экспозицию работы прочих лидеров русского авангарда — Любови Поповой, Густава Клуциса и др. Целый зал отдан истории программно-футуристической оперы «Победа над солнцем» 1913 года, музыку к которой писал М. Матюшин, текст — А. Крученых, костюмы создавал К. Малевич. Экспозицию эскизов будетлян, «Внимательного рабочего», «Некоего злонамеренного», «Разговорщика по телефону» и «Путешественника по времени» сопровождают несущиеся из динамиков буквозвуки, диссонансные мелодии, а также демонстрация на экране сцен оперы в современной постановке. Как писал Бенедикт Лившиц, «эта живописная заумь предварила исступленную беспредметность супрематизма», через два года, 8 июня 1915-го, миру была явлена абсолютная беспредметность — «Черный квадрат». Вернее, мир увидел «ноль искусства» чуть позже, 19 декабря, на итоговой футуристической выставке «0,10» в Петрограде. Тридцать девять супрематических полотен занимали отдельный зал, «красный» же угол, место, где в русских избах принято вешать икону, был занят «Черным квадратом». В Стеделийке воспроизвели в точности инсталляцию того памятного зала в бюро Добычиной на Марсовом поле. «Черный квадрат» торжественно прибыл из Третьяковки, правда, не тот, первый, 1915 года, но его авторское повторение 1929 года в тех же размерах — 79,5х79,5. Художественным поискам Малевича 1915–1920 годов, периода, когда он уже целиком отошел от живописи, посвящен раздел «Супрематизм: работы на бумаге». Здесь в основном графика и рукописи из собрания Н. Харджиева. Возврат к фигуративности, полотно «Девушка с красным древком» (1932), подводит к финалу выставку, которая, по утверждению кураторов, является кульминацией Года России в Нидерландах. В Россию «Казимир Малевич и русский авангард», однако, не приедет, из Амстердама в марте проект отправится в Бундескунстхалле в Бонне. Гастрольный тур завершится 26 октября 2014 года в лондонской Тейт Модерн.
ДИ №2/2014