В первый месяц весны в столице Франции раскрывает двери Большой дворец (Grand Palais). Под гигантской стеклянной линзой с 26-го по 30 марта в очередной раз прошла Art Paris Art Fair — Международная ярмарка современного искусства, проводимая здесь ежегодно с 1998 года.
|
Art Paris проходит в тех же престижных выставочных пространствах, что и старейшая (SIC!) Ярмарка современного искусства — FIAC. Тем не менее Art Paris на FIAC не похожа. Осенняя арт-ярмарка — нечто устоявшееся, отчего ее обвиняют в «буржуазности», оскудении якобы духа новаторства... В противовес этой традиционалистской институции и была учреждена альтернативная ярмарка Art Paris. С одной стороны, она слабее и беднее FIAC, с другой — смелее и свободнее, здесь предпочитают привлекать новых участников. Устроителями даже предусмотрена специальная программа «обещания» («рromesses») для галерей «детсадовского» возраста (до 5 лет), тех, которые фигурируют на художественной ярмарке впервые. Подобный обновленческий подход на самом деле еще и осознанная необходимость: солидных галерей в мире не так уж много, на все ярмарки не хватает. В нынешнем году в Гран-пале на пространстве 6500 квадратных метров развернули стенды 140 галерей из 20 стран, при этом увеличилось число иностранных участников. В прошлом году их было 43% общего числа экспонентов, а в этом уже половина. В 2013 году «новички» составляли 52%, а сейчас 57%. И общее число посетителей в 2014-м достигло 53,5 тысячи, что на 11% больше по сравнению с 2013 годом.
Есть и еще отличие от многих других арт-ярмарок: устроители Art Paris делают упор на искусство восточной Европы, Среднего востока и Азии. В прошлом году, как известно, там почетным гостем была Россия, а в этом — Китай. Так Франция отмечает 50-летие своего признания коммунистического Китая. Центр выставочного пространства Большого дворца, как обычно, отведен «именинникам» — самым престижным галереям Пекина, Шанхая, Гонконга. Но и прочие галереи мира совершили «большой скачок» в сторону Поднебесной. Более двух десятков некитайских участников показали у себя работы 80 ведущих китайских авторов. В их числе Лина Ченгмин, Зао Йонки, а также Ян Пеймин — она в этом году вручала премию «Кансон», учрежденную для поощрения молодых дизайнеров. Разумеется, немало места на Art Paris Art Fair было отведено российским художникам, представляли их как отечественные, так и зарубежные галерейщики. Маршаны съехались в Париж не только из Москвы и из Санкт-Петербурга, но и из Нью-Йорка, Цюриха, Антверпена. Многие из них здесь новички. Творчество талантливых дебютантов — композиции режиссера и художника Ивана Лунгина, живописную сюиту пост-концептуалиста Ивана (Вани) Языкова поместила у себя галерея «Роза Азора», одна из старейших в Москве. Рядом с ней парижский «русский мир» устроил персональный акрошаж Юрия Германа под названием «русская красота». А в нью-йоркской «Саламатина-галлери» мирно сосуществуют полотна Андрея Шарова, по его признанию, «последователя Врубеля и Энди Уорхола», и вовсе уж фантасмагорические архитектурные артефакты на страницах альбома «Designing Legends» Василия Клюкина, вышедшего в издательстве «Скира». Этот неподъемный волюм представляет собой архитектурные проекты будущего, пока невыполнимые: на фоне «обычных» высоток-пеналов — билдинги в виде розы, тюльпана, дельфина, даже Венеры Милосской! «Я не архитектор, я бизнесмен, — объясняет Василий Клюкин. Просто я смотрю на урбанистический пейзаж как бы с другой планеты...» И этот отстраненный взгляд, как выяснилось, пришелся по душе и публике, и принцу Монакскому Альберту!
Если театр, как известно, начинается с вешалки, то Гран-пале — с фасада. И там, на фасаде, публика дивилась на «Происхождение мира» — «дигитальное барокко» мексиканца Мигеля Шевалье. Именно так называет критика эти размазанные по цементу радужные разводы, похожие на спроецированное в реальность психоделическое видение. Они согласно мнению критики «триумф пикселя».
Art Paris все еще ищет свой формат. Возможно, по замыслу организаторов клиент, на которого они ориентируются, — начинающий коллекционер, готовый выложить за покупку шедевра 2–10 тысяч евро. Но практика показывает, собиратель воспитан более на визуальном искусстве, нежели на виртуальном. Возможно, поэтому тяжеловесные сюрреалистические предметы-мутанты на стендах и стенах отпугивали даже самого «дрессированного» зрителя. Нелепо смотрелся и перформанс «Мария Антуанетта»: в день инаугурации шестерка белых лошадей, впряженная в карету XVII века, остановилась перед Гран-пале, и на лестницу дворца взошла дамочка в фижмах, нагруженная кульками с фруктами — ВИП-гостям на потребу.
Что ж, ярмарка и есть ярмарка. И как положено, на арт-ярмарке свои ярмарочные чудеса, свои теперь электронные аттракционы. И все они по назначению – для привлечения внимания почтеннейшей публики в надежде на успех арт-продаж.
ДИ №3/2014