ВДНХ — объект уникальный во многих аспектах: архитектурном, художественном, идеологическом, как витрина государства, как пример монументальной пропаганды, как форум для обмена передовым опытом в области сельского хозяйства и организации новой жизни на селе, как образец национальной самоидентификации. Главный выставочный комплекс страны трижды становился экспериментальной площадкой для выработки архитектурного стиля.
|
ВДНХ ждет светлое будущее, строительство которого обещано завершить за несколько лет. Главная выставочная площадка страны глобально и стремительно благоустраивается. В ноябре 2013 года был подписан указ о передаче 70 % собственности Всероссийского выставочного центра из федерального подчинения Москве, до этого владевшей 30%. Это территория 236,9 га с обширными зелеными зонами, 70 павильонами, 49 объектами культурного наследия и еще 200 учреждений торговли и общепита, в большинстве незаконных. Новую дирекцию возглавил Владимир Погребенко (ранее заместитель руководитель Департамента городского имущества Москвы), его замом стала Екатерина Проничева (бывший первый заместитель руководителя Департамента культуры Москвы). Штаб по возрождению выставки возглавил мэр С.С. Собянин. Набрав небывалый темп, в апреле стартовали масштабные благоустроительные работы. За считанные дни аллеи и площади очистили от рекламных щитов, снесли временные палатки и ларьки, поменяли асфальт и даже песенный репертуар на «Радио ВВЦ». «Нам очень хочется, чтобы москвичи воспринимали ВДНХ как мультикультурный архитектурно-парковый комплекс», — заявил Сергей Капков, министр культуры московского правительства. Каждому павильону планируют вернуть его первоначальную функцию, выставочную или музейную. Взятый на обновление курс, однако, смешался с сильным ностальгическим переживанием: городские власти приняли решение вернуть ВВЦ его историческое название — ВДНХ. Это повлекло за собой и ряд следующих шагов, а именно возврат исторических фасадов некоторым павильонам, которые, по словам главы Мосгорнаследия Александра Кибовского, «были обшиты некими саркофагами, которые скрыли от людей на многие десятилетия авторские мозаики». Демонтаж уже свершился, исчезли модернистские фасады 1960-х годов павильонов № 14 «Вычислительная техника» (в 1963 году перестроенный из павильона «Азербайд-жан»), № 13 «Здоровье» (бывш. «Армения) и наконец объекта культуры федерального значения № 15 — «Радиоэлектроника» (бывш. «Поволжье», 1939). К майским праздникам работы были произведены за несколько дней авральным методом, без какого-либо предваряющего общественного и экспертного обсуждения, без разработки реставрационной концепции, без проведения историко-культурной экспертизы. Члены Президиума DOCOMOMO–Россия, встревоженные такой ситуацией, обратились с открытым письмом к мэру. Выяснилось, что столичные власти планируют заказать экспертам разработку концепции развития территории выставки, но еще не ясно, будет ли это конкурс международный. Инвестиционная оценка реставрации объектов составила около 60 миллиардов рублей, столичные власти уже выделили 3 миллиарда рублей на разработку фирменного стиля выставки, озеленение, создание новых скамеек по историческим образцам, детских площадок и противоаварийные работы в 118 строениях, в том числе в 25 объектах культурного наследия. К концу лета должны быть приведены в порядок павильоны «Космос», «Украина», Зеленый театр, в зале которого меж стульев до недавнего времени росли стройные березы.
У советских людей к 1935 году сложилась уверенность, что чудеса возможны. Стахановцы только силой воли повышали производительность труда. Хрупкие женщины орудовали отбойными молотками на строительстве метро, простые строители, летчики, полярники становились творцами реальной жизни. Природа покорялась человеку: коровы удваивали удои, свиноматки приносили по двадцать поросят, «народный академик» Лысенко превращал одни виды растений в другие. Советское крестьянство перешло от деревенской сохи к тракторному плугу, от серпа к комбайну. Двадцатая годовщина Октября была уже не за горами, страна шла к перевыполнению третьего пятилетнего плана.
ВДНХ — КУСТАРНАЯ ВЫСТАВКА
После голода, разрухи и Гражданской войны наконец возникла возможность говорить о достижениях. Принимается постановление ВЦИК о проведении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Место, 100 гектаров, выбрано — городская свалка на берегу Москвы-реки у Крымского Вала. На осуществление мероприятия были брошены лучшие профессионалы: главный архитектор академик А.В. Щусев, главный конструктор А.В. Кузнецов. Генплан составлял И.В. Жолтовский, он же стал и автором главного павильона, так называемого шестигранника. Павильоны «Известия ВЦИК» и «Красная Нива» возводились по проекту В. Мухиной и А. Экстер. Первым осуществленным проектом К. Мельникова стал павильон «Махорка». После закрытия выставки — опытного поля русского авангарда — на ее территории в 1928 году открылся Парк культуры и отдыха с аттракционами.
Очередной съезд констатировал «полную победу социализма в деревне», отсюда возникла идея Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Близ усадьбы Останкино графов Шереметевых под выставочный городок отвели 150 гектаров. По Генплану реконструкции Москвы, от Кремля должны были расходиться — как от солнца лучи — магистрали, завершением одной из них и следовало стать новой выставке. В 1935 году был объявлен конкурс на лучший проект будущей ВСХВ, председателем выставочного комитета назначен народный комиссар земледелия М. Чернов, главным архитектором ВСХВ стал В.К. Олтаржевский, ранее принимавший участие в строительстве Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Одни архитекторы предлагали в центре комплекса установить грандиозный световой обелиск — аналог Дворца Советов, другие — колонну, третьи — колоссальную фигуру Сталина… На стройке работали комсомольские бригады, а также осужденные на небольшие сроки заключенные — «бытовики». Выставку планировали открыть в 1937 году, к 20-летию советской власти, но дело шло медленно. В июле 1937 года были готовы лишь деревянные павильоны «Механизация», «Белоруссия», «Татария», «Туркмения», «Украина», «Закавказские республики», а также павильоны «Свекла» и «Овощи». Техника использовалась самая примитивная. Котлованы рыли вручную. В зимнее время промерзлый грунт отогревали кострами, в результате деревянный павильон «Туркмения», почти уже готовый, сгорел. На его месте пришлось возводить такой же, но теперь из камня, а это требовало времени. Из-за срыва сроков нарком земледелия был расстрелян. Олтаржевского сослали в Воркуту, где он с тех пор проектировал одноэтажные бараки, декорированные элементами из классического арсенала. Там же, за Полярным кругом, из киножурнала, что крутили в лагерном клубе, архитектор и узнал об открытии выставки. Построенный им павильон «Механизация» решили снести: здание вредительски закрывало перспективу, создавая «неверное представление о масштабе выставки и ее истинном размахе». Говорили еще, что острую кромку серпа, который планировалось установить на павильоне, злоумышленник-архитектор направил к молоту нарочно, чтобы «поссорить рабочий класс с крестьянским». Среди прочих «вредительств» за Олтаржевским числилась намеренная ориентация на север оранжереи «Субтропики», а заодно втрое меньше положенного заглубление колонн павильона «Узбекистан». Следующим наркомом земледелия и председателем Главвыставкома стал Роберт Эйхе, но в мае и его лишили свободы. После долгих перипетий было решено перед главным павильоном на Площади колхозов, во многом превышавшей размеры Красной площади, воздвигнуть циклопические фигуры Ленина и Сталина, «организаторов великих побед», а на 52-метровую башню водрузить 70-тонный монумент «Тракторист и колхозница», поддерживающие золотистый сноп (скульптор Г. Мотовилов).
В 1939 году выставку открыл В.М. Молотов. Всего было сооружено 250 зданий, экспозиция развернулась в 32 отраслевых и 20 зональных павильонах. Вдоль главной аллеи, утопавшей в цветах, выстроилось 24 трактора новейшей конструкции. Беседки в мавританском стиле, греческие портики, ассирийские фонтаны, итальянские палаццо — все словно наполняло среднерусский ландшафт средиземноморскими ароматами. Диорамы преображенных советских ландшафтов получили на ВСХВ особенно широкое распространение. Здания увенчивала скульптура. Лучшие зодчие, художники и мастера народного искусства — архитекторы В. Щуко, Л. Поляков, Д. Чечулин, скульпторы В. Мухина, С. Коненков, живописцы А. Дейнека, А. Герасимов, график Д. Шмаринов — создавали декоративные панно, фрески, керамику, витражи. Композитор Исаак Дунаевский на торжественном открытии дирижировал хором. Газета «Известия» отозвалась статьей Алексея Толстого «Фундамент счастья»: «Некогда нищая Россия вынеслась далеко вперед самых передовых стран…»
За 85 дней работы ВСХВ в 1939 году ее посетили более 3 миллионов человек, в 1940 году выставка действовала пять месяцев, в 1941-м — месяц и пять дней. Во время войны экспозицию эвакуировали в Челябинск. Кстати, в начале войны, в 1941-м, на территории ВСХВ Иван Пырьев снимал памятные кадры киноленты «Свинарка и пастух». В 1950–1954 годах обветшавший комплекс ВСХВ подвергся масштабной перестройке, которой руководили архитектор А. Жуков и скульптор Е. Вучетич. Выставка торжественно открылась лишь в 1954 году, в 1959-м ее переименовали в ВДНХ, Выставку достижений народного хозяйства, отныне организованную по отраслевому принципу, где павильоны представляли области народного хозяйства страны. Переформатирование спустя четыре года после инициированной Хрущевым строительной реформы привело к появлению на выставке «оттепельной» архитектуры. Реконструкция 1967 года изменила фасады павильонов «Казахская ССР», «Армянская ССР», «Азербайджанская ССР», «Поволжье». Павильон «Грузинская ССР» был разрушен, «Дальний Восток» стал «Советской книгой». Оригинальные новые здания продолжали строиться на ВДНХ и в 1970–1980-х годах. В 1989-м ВДНХ стала ВВЦ (Всесоюзный выставочный центр), а в 1992-м — акционерным обществом ГАО «Всероссийский выставочный центр». По основному профилю выставка уже практически не работала, многие павильоны сдавались в аренду под торговые точки и склады. Однако бывшая витрина советских достижений остается признанным шедевром советского зодчества, полноценным музеем истории советской архитектуры начиная с 1930-х годов. Каждому этапу развития соответствовал и свой вариант синтеза искусств, и особый подход к дизайну экспозиции. ВДНХ — одновременно идеальная площадка для определения принципов работы с памятниками.
В августе 2014 года выставке исполняется 75 лет, судьба ее нуждается в общественном обсуждении.
ДИ №4/2014