«Попав в верхний Бергамо, вы словно оказываетесь в миниатюрных городках, которые держат в руках святые покровители, как прекрасный сосуд… Внутри верхнего Бергамо есть кольцо пустоты… Это придает всему городу, запертому в церквях, дворцах, легкость, свет, разреженное пространство». Так историк искусства Чезаре Бранди прославляет красоту ломбардского города, уточняя, что чудеса Бергамо не открываются сразу, его следует познавать шаг за шагом.
|
Прогуливаясь по Бергамо от церкви к церкви, обнаруживаешь творения Лоренцо Лотто, художника, который оказывается «великим, гениальным, неожиданным». Именно этот эксцентричный гуру итальянского Возрождения, проживший в Бергамо чуть более десяти лет (1513–1525), нашел здесь идеальную атмосферу для творчества: его фресковые циклы с чудесами святых, алтарные картины и портреты заказчиков наполняют город, определяя его живописную культуру. Творчество Лотто повлияло на все художественное сообщество Бергамо, в котором Якопо Пальма Старший, Андреа Превитали, Джованни Батиста Морони поддерживали связь с венецианской культурой.
Если верхний Бергамо, свободный от движения транспорта, воспринимается как воплощение идеальной средневековой и ренессансной миниатюры, с замком, возвышающимся над ломбардской равниной, то нижний Бергамо — город более поздний и современный. Но именно здесь, как бы распространяя атмосферу старого города, расположилась Академия Каррара, основанная в XIX веке страстным коллекционером, графом Джорджо де Каррара. Собрание академии включает коллекции и двух других собирателей. Сегодня в музее более 1800 картин художников XV–XIX веков, отличная коллекция искусства Ренессанса из Венеции, Ломбардии, Флоренции.
Недавно Бергамо «приехал» в Москву. Академия Каррара закрылась на реставрацию, и появилась возможность на выставке «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» показать в ГМИИ им. А.С. Пушкина 58 живописных работ: от Пизанелло до Джованни Беллини, от Боттичелли до Перуджино, от Лотто до Карпаччо, панорама итальянского Возрождения на примере произведений представителей трех региональных художественных школ — Венето, Тосканы, Ломбардии. Куратор выставки Джовани Валагусса предпринял попытку внедрить работы в исторический, культурный, географический контекст, чтобы сделать их более понятными, акцентировать их высокий уровень исполнения, представить сферу деятельности художников. Характерный пример — три работы Боттичелли: парадный «Портрет Джулиано де Медичи» (1480), религиозный «Благословляющий Спаситель» (1495–1500), жанровая «История из жизни Виргинии» (1510). Посмертный портрет брата Лоренцо Великолепного считают одним из высоких образцов этого жанра, лицо модели говорит о гордом, надменном человеке, осознающем свою силу. В конце 1490-х — начале 1500-х Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей Савонаролы и писал картины на исторические и религиозные сюжеты, которые напоминали морализаторские послания.
В «Истории св. Виргинии» Боттичелли воспроизвел рассказ историка Тита Ливия о печальных приключениях героини: похищение децемвиром Аппием Клавдием, смерть от руки отца в попытке защитить честь и народное восстание. В этой насыщенной символикой картине усматривают намек на протест против диктатуры во времена Савонаролы. Трагедию молодой девушки, чья смерть спасла Римскую республику, Боттичелли представил как театральную сцену в трех актах, поместив персонажей в среду величественной архитектуры.
Экспозиция состоит из трех разделов: «Поздняя готика и Раннее Возрождение», «Триумф Ренессанса XVI века» и «Кризис Возрождения». Особенность выставки в том, что сделан акцент на картинах Раннего Возрождения. Написанные темперой на деревянной основе, они требуют особого режима хранения, потому редко покидают Бергамо. Немногие знают, что знаменитый «Портрет герцога Лионелло Д’Эсте» (1441) Пизанелло, воспроизведенный почти во всех книгах по истории искусства, находится в музее этого маленького города на севере Италии. Странный это портрет — остро характерный профиль, неожиданная для эпохи прическа, глаза чуть навыкате, подчеркнутые детали: розы, блики на жемчужинах, тончайшие оттенки кожи, тень от бороды, едва обозначенная на подбородке. Эмблематическим образом все свидетельствует о переходе от готического стиля к ренессансному. В персонаже угадываются гуманистические черты человека эпохи Возрождения.
На выставке представлены прекрасные изображения мадонны с младенцем (Джованни Беллини, Карьяни, Превитали, Косме Тура, Антонелло да Мессина), портреты и картины со сложными сюжетами и многочисленными персонажами, иллюстрирующие библейские события или литературные сюжеты. Один из самых просветленных образов — «Мадонна с младенцем» (1488) Джованни Беллини поражает тонкими и мягкими цветовыми градациями. Художники из Бергамо часто совершенствовали мастерство в Венеции, в их творчестве ощущается влияние венецианских живописцев. В картине «Мадонна с младенцем и святыми» (1520), заказанной Андреа Превитали богатым торговцем Паоло Кассотти, угадываются прототипы Беллини. Кассотти и его жена изображены стоящими к мадонне ближе, чем святые. В 1520 году «почетные» места можно было купить.
«Голгофа» (1450) — одно из самых значительных творений Винченцо Фоппы, крупного представителя ломбардской школы, открывшего новые грани в искусстве Возрождения. В цветовой гамме доминируют серебристо-серые тона. Классическая арка открывает сцену, которая разворачивается в зачарованном пейзаже, позднеготические замки уводят взгляд к горизонту. Тела распятых Христа и разбойников моделированы светотенью, написаны со знанием законов перспективы. У художников ломбардской школы прослеживается связь с реальным пейзажем, есть интерес к необычным деталям и отказ от идеализации.
Два столетия итальянского искусства (XV–XVI) стали основой традиции европейской живописи. Помимо великих Рафаэля и Тициана ее формировали и такие знаменитые художники, как Косме Тура, Карпаччо, Лотто, Перуджино, Морони, представленные на выставке. Одни работы редко, другие вообще никогда не показывали в Москве. Венецианский художник Карпаччо — автор наивно-повествовательных, немного пестроватых картин. Его «Рождество Девы» (1506) свидетельствует о виртуозности и маэстрии графического решения, доминирующего над цветовыми градациями. Неслучайно его назвали жанровым живописцем.
Вместе с Тицианом Лоренцо Лотто считается одним из интеллектуальных и тонких живописцев эпохи Возрождения. Он знаковая фигура для периода кризиса, который привел к упадку гуманистической культуры. Хотя произведения Лотто экспонировались в Москве, нынешняя встреча открывает неожиданные нюансы искусства этого мастера бергамского периода. Картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523) написана незадолго до отъезда из Бергамо в качестве платы домовладельцу за проживание. Это увлекательный рассказ, переданный прекрасной живописью с широкими, интенсивными по цветовым планам сложными пространственными соотношениями, прозрачной атмосферой, вниманием к деталям и нововведениями в иконографии. Младенец, поддерживаемый Марией в сверкающих красных одеяниях, надевает обручальное кольцо св. Екатерине. О ее высоком статусе принцессы напоминают пышные одежды и роскошные ювелирные украшения. Лотто умело раскрывает сложные психологические переживания своих персонажей. Художник жил в период кризиса традиционных церковных доктрин, что повлияло на этого склонного к меланхолии человека. В его персонажах с их нарочитостью и искусственностью («Св. Доминик», «Св. Стефан») ощущается связь с работами маньеристов. Манера художника свидетельствует, что он был знаком и с нидерландским искусством, и с произведениями Босха, Альтдорфера и Дюрера. В работах Лотто привлекают странность, психологическая сложность и глубокая поэтичность. В них много загадочных аллегорий, сложных каламбуров. Кажется, в его картинах большее значение имеет рисунок, нежели цвет. Но и колористом он был прекрасным, предпочитавшим яркие цвета: изумрудно-зеленый, пурпурный, небесно-голубой.
Портретами Морони восхищался Тициан. «Девочка из семьи Редетти» (1566–1570) — самый очаровательный из его портретов на выставке. Ребенок изображен в золотисто-черном богатом одеянии, украшенном драгоценными камнями, с жемчужным ожерельем в руке, коралловым браслетом на запястье — детали, призванные защищать его здоровье. Рядом «Портрет молодого человека» (1567) — психологическое проникновение в характер человека проницательного, уверенного в себе.
Выставка из Академии Каррара открывает новые грани в живописи итальянского Возрождения, дает возможность увидеть динамику ее развития, появление новых тем, рождение перспективы, разнообразие живописных техник. И возникает образ Ренессанса, который формировался во многом в произведениях художников Северной Италии.
ДИ №4/2014