После просмотра выставки «Детектив» у меня состоялся нешуточный спор с одним из ее участников, Сергеем Лоцмановым. Сергей обиделся на некоторое эпитеты, которые были предложены мной для характеристики большинства работ экспозиции. Добрую половину выбранных куратором Валентином Дьяконовым для выставки опусов составляют произведения художников, близких к эстетическим приоритетам кураторов московской Галереи 21.
|
Работы художников этой галереи (Сергея Огурцова, Станислава Шурипы, Анны Титовой, Михаила Толмачева, Николая Алексеева) чем-то подобны клаузурам, проектным предложениям архитекторов. Они по определению разомкнуты в пространстве интерпретации, эскизны в плане воплощения, минималистичны, требуют специальной интеллектуальной подготовки и совсем не зрелищны, не аттрактивны. Мало что могут сказать тем, кто получил классическое художественное воспитание. Я посчитал, что для зрителя со стороны, для того, кто не знает правил игры внутри арт-лаборатории Галереи 21 многие выставленные на Гоголевском бульваре работы совсем не общительны, герметичны. Слово «не общительны» очень не понравилось Сергею Лоцманову. И в качестве контраргумента он привел факты регулярно проводимых в галерее круглых столов и семинаров. Занятно, но предложенные им доказательства «общительности» искусства апологетов идей Шурипы и Огурцова как раз, по моему мнению, свидетельствуют об обратном. Контакт с произведениями труден, и, чтобы «разговорить» объекты, требуется привлечение дополнительных ресурсов коммуникации, метаязыка, языка описаний и комментариев. А они, как известно, и моделируются на всяких круглых столах и коллоквиумах.
Полагаю, что эта вот «необщительность» многих выставленных в программе «Детектива» опусов была принята куратором Валентином Дьяконовым как раз за козырную масть экспозиции. Пространство ее, срежиссированное архитектором Ольгой Трейвас, уподоблено лаборатории какого-то ставшего жертвой перестройки и дикого рынка советского закрытого НИИ. Залы разделяют дешевые клеенчатые занавески, за которыми прячутся по-ученому основательно откомментированные Дьяконовым артефакты. В большинстве случаев они совсем не хотят нравиться зрителю и услаждать глаз. Они подобны самодостаточным и честным в своей непраздной обусловленности вещдокам проводимого эксперимента. Может быть, узко понятого — следственного. А может быть, шире — антропософского. Каждый экспонат требует от зрителя усидчивого и неспешного расследования. Среди проектов имеются целые модели музеев тайных знаний о жизни планеты Земля (серия скульптур Ивана Горшкова «Кодло» на тему дарвиновской теории эволюции человека, витрины Ильи Долгова с его наукообразной версией появления «азоидов» — энергий, движущих мир к самопознанию).
Встречаются и программы, в которых рельефно выделен социологический аспект исследования-расследования. Например, несколько проектов посвящены жилью граждан России с сознательным нарушением логики жизнедеятельности и инфраструктуры. Кирилл Глущенко вынимает из обычной рекламы агентств по продаже недвижимости картинки квартир, размещенных на сайте, и делает их экспонатами. Создается впечатление, что мы, будто сыщики, наблюдаем в микроскоп за логикой устройства чужой жизни. Тема полустертых свидетельств культурной памяти, хранимой в интерьерах советских квартир, изысканно инсталлирована Дарьей Иринчеевой. Макеты книг стоят на типичных советских полках, однако названия наполовину выветрились из памяти, и зритель может прочесть только отдельные, запомнившиеся художнику по начертанию и типографскому набору буквы и слова. Илья Орлов воссоздал интерьер целой квартиры российского интеллигента средних лет, у которого шкафы из ДСП, стулья венские, недорогие кресла, в меру обшарпанные обеденный и письменные столы. На стенах картины с притаившейся природой в духе Юбера Робера или Констебля. На столах и кушетках книги разных авторов: от Гегеля до Бориса Савинкова. Такое соседство разных предметов убедительно складывается в социальный и психологический портрет хозяина квартиры: симпатизирующего левой идее, воспитанного еще в «совке» интеллектуала. Его приверженность романтической поэтике может быть опасной для него и заразительной для общества, как соблазн мыслью о возможности преступления ради общего блага. Такой может быть преступником, а может — жертвой.
Переход от общих философских, социокультурных проблем к плоти детективного жанра удачно поддержан работами АЕС+Ф (с 14 портретами подозреваемых девочек, из которых лишь половина совершила преступления), Арсения Жиляева с распластанной на полу фигурой хипстера в курточке с капюшоном, неоэкспрессионистической живописью Наталии Турновой из серии «Преступления»…
Работы многих представленных на выставке художников поколения тридцатилетних куратор Валентин Дьяконов когда-то объединил лихим определением «новые скучные». Оказывается, эта скука — сущностное свойство творческого состояния души. Разъятие мира на непримечательные вроде бы банальности создает условия для возникновения подлинного интеллектуального азарта, желания включиться в разгадку предложенной системы улик. К тому же смоделированное «фасеточное» зрение мира вполне согласуется с нашим восприятием культурной информации, в которой давно нарушена классическая логика интерпретации, а реальность принимается не только декартовой, но и виртуальной.
ДИ №4/2014