«Границы действия» — дипломный проект кураторов — выпускников школы современного искусства «Свободные мастерские» при ММОМА — представил несколько вариантов подхода к репрезентации молодого искусства. С одной стороны, выставка стала демонстрацией достижений школы в обучении кураторов актуального искусства, с другой — это показ работ художников, обученных в школе, ИПСИ, МедиаАртЛабе и школе Родченко. Но вместе с тем выставка вошла в состав специальной программы Московской международной биеннале молодого искусства.
|
Перед кураторами-дипломниками Софьей Панфиловой и Дарьей Болховитиной стояла задача раскрыть и продемонстрировать в своем первом самостоятельном проекте идею границ искусства. Конечно, молодые кураторы лучше понимают молодых художников, но, несмотря на это, начинающему куратору весьма непросто показать и донести свои идеи и представления до зрителя. Молодое искусство зачастую требует определенной подачи для адекватного представления заложенных в нем идей. Куратору предстоит отобрать работы художников, которые должны сложиться в цельную экспозицию, демонстрирующую кураторскую идею создать экспозиционные и смысловые переклички, объяснить их текстом. Со всеми этими навыками куратор в начале своей деятельности знаком только в теории, ему предстоит всему научиться в процессе работы, как и молодой художник, он будет постепенно набирать опыт, создавая экспозиции, способные точно и четко презентовать идею. Необходимо отдать должное смелости кураторов, только начинающих профессиональную практику, взявшихся за столь сложную задачу.
Нацеленные на работу с молодыми художниками кураторы попытались вместить в концепцию «Границ» широкий круг проблем, рассказать и об ограниченности мышления, и об опасностях таких клише, как миф о «загадочной русской душе» и о том, как все это непосредственно отражается на творчестве молодых, которым предстоит создавать искусство будущего. Кураторская идея не имела единого вектора, потому отобранные для выставки работы говорили сразу обо всем, складываясь тем не менее в четкое высказывание.
Одно из самых во всех смыслах ярких произведений — «Икона» Сергея Прокофьева — предлагает зрителю войти внутрь пространства, очерченного светом лампочек, расположенных по контуру, напоминающему матрешку. Работа трактует границу не как разделительную линию, но как обозначающую пространство, глубину, требуя осмысления того, что внутри, а также того, в чем смысл границы, очерченной светом ламп.
Работа группы студентов школы Родченко (Анастасия Голуб, Илья Коробков, Татьяна Эфрусси, Максим Лукьянов) — видео DCD затрагивает понятие временной границы, воспоминания, разделяющего прошлое и настоящее мальчика, которого везут на санках по лесу, и старика, вспоминающего свое детство.
В целом все авторы стремились раскрыть тему, несмотря на множественность ее трактовок кураторами, как проблему, порождаемую границами, понятую широко. В одних работах возникала тема границы как некоего наложения, заслонения, смешения нескольких сфер, объектов (Мария Агапкина «Gun is gone», Кирилл Жилкин «Дуальность»), то есть исследовались ситуация скорее отсутствия границ или проблемы, возникающие от их невнятности. «Границы действия» — тема сложная для решения еще и потому, что она уже не раз интерпретировалась в актуальном искусстве, и том числе в идейно близких проектах в рамках московских международных биеннале и непосредственно Школы современного искусства («Между» — «Мастерская ‘04», «Миграция» — «Мастерская ‘08», «Границы» — тема 2-й Московской биеннале молодого искусства). Однако, пытаясь определить место данного проекта в происходящих сегодня процессах, будем иметь в виду, что это учебная работа, первая и для кураторов, и для художников, и для учителя, поэтому повторяемость идей, невольные отсылки к уже существующим работам — все это необходимые и неизбежные этапы обучения, без которых невозможно выйти на новый уровень. Важнее на этой выставке другое — работа молодых кураторов с молодыми же художниками. При таком формате взаимодействия определение «молодое», как маркер, обозначает особое пространство, где искусство творится и осмысляется в соответствии с быстро меняющейся реальностью, создается новый стиль взаимодействия куратора и художника и возникают новые реакции на происходящее.
ДИ №4/2014