Продолжаем знакомить читателей с авторами и их произведениями из собрания Московского музея современного искусства. Для художников оказалась заманчивой работа с темами и образами массовой культуры, возможность помещать их в иной контекст. Этот прием использовали по-разному мастера разных поколений.
|
В свое время шокирующей, хулиганской выходкой выглядела работа «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, одевшего обнаженные мужские фигуры с гравюры на известный античный сюжет Маркантонио Раймонди в соответствующие его времени костюмы, тем самым актуализировав его, заставив по-иному посмотреть на этот изобразительный ряд.
Эпоха постмодернизма легитимизировала использование готового художественного произведения как один из вариантов создания художественной формы своего произведения.
Активное освоение этой стратегии на российской почве совпало с социальными и политическими изменениями, которые переживала страна в 1990-е годы. Активно работавшие в Москве художники, многие из которых приехали в столицу из южных регионов, (для мастеров которых характерно трепетное отношение к живописному материалу вообще и к мировому живописному наследию в особенности) собирались в сквоты, в том числе на Бауманской, 13. Одним из главных импульсов к использованию классических работ стало желание, как это ни парадоксально, отразить текущую ситуацию в искусстве через ее сопоставление с историческим наследием.
Так использовал Авдей Тер-Оганьян «Натюрморт с подсвечником» П. Пикассо для акцентирования живописных проблем, напрямую с оригинальным произведением не связанных. Валерий Кошляков брал фрагменты античного искусства для размышлений о нашем сегодняшнем понимании образов прошлого.
Внедрение персонажей западных мультсериалов в ткань собственных работ стало одним из любимейших приемов Александра Савко. Поп-арт разработал приемы включения образов массовой культуры, в том числе героев популярных фильмов и комиксов в область современного искусства. Для Савко «осовременивание» советских хрестоматийных произведений (среди которых работы Билибина и знаковых художников соцреализма) началось с внедрения по-новому одетого персонажа с атрибутами остросовременной жизни в авторскую композицию.
В эпоху гласности стремительно менялись вещественные приметы времени, например, сотовый телефон. Герои зарубежных мультфильмов, в массовых количествах появившиеся на телеэкранах, в произведениях Савко дают бесспорную коннотацию с Новейшим временем.
Населяя хрестоматийные произведения этими, по новым законам функционирующими существами, автор сталкивает разные идеологические миры. Валентин Дьяконов, представляя произведения художника на премию Кандинского, отмечал, что в «работах Савко происходит столкновение эстетики западного сериала и концепции повседневного героизма советского человека, согласно которой «каждый гражданин СССР ежедневно совершает трудовой подвиг, выполняя норму или даже просто приходя на работу. В советской живописи героическое начало раскрывается в рядовом члене общества, everyone. Массовая культура вводит фигуру супермена, человека с особыми способностями».
Прием замены классического персонажа причудливого вида мультипликационными образами выявляет множество смысловых выходов. Сюжеты из античных легенд, рассказанные с помощью мультперсонажей, формируются в сознании нового поколения как миф и таким образом оказываются соотнесены с их изначальной поэтикой. Подобный прием может восприниматься как идеологический. За сюжет работы из проекта «Путешествие Микки-Мауса по истории искусств» суд Калуги предъявил автору обвинение.
Персональные выставки Александра Савко многократно проходили в галерее Марата Гельмана, галерее «Айдан», на различных площадках в России и за рубежом и всегда были откликом автора на новую ситуацию в культуре.
После проведения в Германии выставки «Heile, heile Welt» берлинская галерея Паулы Беттчер представила работы Александра Савко на ярмарке «Арт-Москва-2003». Триптих «Герника-2», приобретенный в коллекцию Московского музея современного искусства, можно соотнести с работами из серии «Симпсоны», которую художник начал создавать на рубеже 2002–2003 годов, оммажи на историю искусства.
Это произведение является одним из главных в творчестве автора, и его включение в серию весьма условно, так как оно самодостаточно не только по масштабу, но и по смысловой нагрузке. Автор позиционирует эту работу вне серии как активное политическое высказывание.
Продолжая тему, поднятую Пабло Пикассо, Савко откликается на непрекращающиеся конфликты во всех частях планеты, рассматривает возможность их развития в мировую катастрофу. Введение в ткань работы героев мультсериала «Симпсоны» придает иронию авторскому взгляду по поводу ангажированного освещения трагедий в средствах массовой информации. Такая подача конфликтов «оттягивает от трагичности событий и превращает их в фарс».
На юбилейной выставке Московского музея современного искусства в честь его десятилетия куратор Юрий Аввакумов расположил триптих Савко рядом с работой «Кинотеатр» Шеховцова. Акцентируя тему обоих произведений, поверх них пустили видеоряд, создававший визуальный шум и гул, что еще более нивелировало «неудобную» тему.
ДИ №4/2014