×
Настоящий почерк
Павел Гарасименко

Василий Голубев выставляется с 1987 года. Живописец он очень продуктивный: на персональных выставках в последнее время представляет от 50 до 100 работ, как правило, одного формата, написанных на грунтованном холсте поверх картона или на оргалите.

Василий Голубев выставляется с 1987 года. Живописец он очень продуктивный: на персональных выставках в последнее время представляет от 50 до 100 работ, как правило, одного формата, написанных на грунтованном холсте поверх картона или на оргалите. Однако среди множества выставок художник особо выделяет книжную графику и мелкую пластику — работу для издательства «Вита Нова» или сделанные совместно с ЛФЗ скульптурки зайцев-партизан. Выставка «Песни о Родине. Партитура для сирен» в июне 2012 года была приурочена к выходу книги «Москва — Петушки» с иллюстрациями Голубева, недавняя экспозиция «Время действия — любое» помимо картин также включала иллюстрации к произведениям Марка Твена, Бабеля». Такая расстановка автором акцентов в творчестве понятна. Искусство Голубева литературно. К тому же его живопись знакома зрителю более, чем графика, и всегда давала много поводов поразмышлять о ее художественных источниках и влияниях. Если перечислять хронологически, здесь и Адриан ван Остаде, и Василий Перов с Фирсом Журавлевым, и Огюст Ренуар с Эдуардом Вюйаром, и Михаил Ларионов, и Эдвард Хоппер, и более близкие наши современники начиная с 1930-х годов — от Владимира Лебедева или Бориса Ермолаева до «Нищенствующих живописцев» во главе с Александром Арефьевым.

Влияние коллег не делает его искусство «головным», Голубев по-прежнему не умствует, а изображает жизнь так, как она проходит перед его глазами, он всегда непретенциозен. Это заметно даже по текстам на картинах: надписи почти никогда не поучающие. Включенные в изображение слова на первый взгляд облегчают восприятие сюжета, однако, задавшись вопросом «Кто говорит?», трудно найти однозначный ответ. Даже если это реплики персонажей или часть внутреннего монолога, Василий Голубев отдает героям работ свой голос и почерк, но художник отвечает за слова. Они могут быть сделаны поверх изображения стилизованным почерком, но никогда не дидактическим тоном. Даже превращенный в шрифт перед нами настоящий почерк, каким человек пишет или письмо близким, или список покупок в магазине, или заявление в жилконтору, — он правдив. Правдивость можно назвать одним из главных качеств искусства Голубева. Глядя на его картины, мы безотчетно верим тому, что говорит художник. Конечно, персонаж и лирический герой отслаиваются от автора, все чаще между ними заметен зазор, но художник заполняет его живописью очень хорошего качества. Начинал он в среде «Митьков», чья слава и успехи, похоже, остались в 1990-х. Из-за эстетической аморфности, а возможно, именно благодаря ей группа, эксплуатирующая обаятельную мифологию, смогла произвести несколько ярких творческих индивидуальностей. Соединив приемы постимпрессионистов с посылом ранних передвижников, Василий Голубев выработал собственный узнаваемый стиль. Интонация работ художника в последнее время заметно меняется: привычная мизантропическая ирония теперь все чаще уступает место философскому размышлению. Как и положено, новая эмоция спокойна и немного грустна. Такая перемена кажется естественной для мастера, которому в нынешнем году исполняется 50 лет.

​ДИ №2/2014

22 декабря 2014
Поделиться: