В рамках параллельной программы La Biennale di Venezia российская столица показывает проект на одной из самых знаменитых и посещаемых набережных Европы. Мимо ярко-красной афиши с синей буквой «М» не пройдешь.
|
Там, где в начале XVIII века Антонио Вивальди обучал музыке девочек-сирот, в венецианской церкви с хорошей акустикой Санта-Мария делла Пьета, в рамках 14-й Международной архитектурной биеннале Москва показывает собственный проект. Экспозицию в боковом приделе и внутреннем дворике храма, выставочные пространства Cavana и Capella публика уже успела окрестить павильоном Москвы. Проект «Moskva: urban space» задумывался как своего рода манифест градостроительной политики российской столицы. «Сегодня особенно важно показать на международной архитектурной арене, как город растет и развивается», уверен куратор и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Демонстрируя эволюцию, зрителя при этом не «грузят» чертежами, проектными отмывками или скучными графиками. Никаких назидания, нарратива, напротив, любой вошедший в вытянутый полутемный коридор, а это первая часть экспозиции, должен немедля ощутить на себе оптический wow-эффект. Стоишь на зеркальном полу под сводом, казалось бы, бегущих кадров кинохроники, а это история Москвы, то есть потолок из шести перевернутых призм-окон, на гранях которых в голубых облаках плывут архитектурные памятники начиная с 1914 года. Художественным консультантом проекта выступила Кристин Файрайс, эксперт и основатель берлинской галереи «Aedes». Архитектурное решение экспозиции принадлежит коммуникационному агентству «TRIAD Вerlin». Даже любопытно узнать, что именно кураторы выделили из множества знаковых построек, коими богата Москва, и заодно поиграть в «угадайку». До 1917 года это «Метрополь», «Саввинское подворье», Купеческий клуб, эпоха авангарда, которой мы должны гордиться особенно, клуб Русакова, Наркомзем, гараж Интуриста Константина Мельникова, фоминское здание «Динамо», сталинский стиль представлен высоткой у Красных Ворот, жилым домом на Тверской Аркадия Мордвинова. Гордимся хрущевками, панельными и сборными домами серий 1-510, 1-511 и КОПЭ (195–1985). Далее движемся к современности, к торговому центру «Цветной», жилому дому «Cooper house» на Остоженке, офисному зданию «Новатэк» на Ленинском проспекте. Затем из раздела ретро зрителю предложено шагнуть в XXI век, где наиболее актуальной становится тема экологии, комфорта человека в окружающей среде, даже если это пространство общественное. В структуре мегаполиса важная роль отводится озеленению. Самым передовым urban space обещает стать парк «Зарядье», конкурс на его проект в минувшем году выиграл американский консорциум «Diller Scofidio+Renfro», «Hargreaves Associates» и «Citymakers». Две оставшиеся зоны выставки — репрезентация комплексного решения территории Зарядья, за что ратует и комиссар проекта Дмитрий Аксенов, основатель девелоперской компании RDI, меценат, глава совета австрийской арт-ярмарки «Viennafair» и попечитель ГЦСИ. Проект Аркадии, которая появится ко Дню города в 2017 году у стен Кремля, демонстрируя сразу четыре типа отечественного пейзажа, антропогенный ландшафт: лес, степь, тундру и болото, сложный и многосоставный. Пока не выбраны команды инженеров, способные воплотить все проектные решения, однако бюджет уже известен — 150–200 миллионов долларов. Рендеры будущего Зарядья площадью 53 тысячи квадратных метров со склоном 20 метров от Варварки к реке показаны на волной изгибающихся стенах. Миниатюрный же фрагмент парка воспроизведен в камерном дворике Санта-Мария делла Пьета. Московский дух friendly перенесен в Венецию благодаря прохладе, щедрой раздаче wi-fi, каменному мощению, сквозь щели в котором пробивается изумрудная трава, скамейкам из того же камня для контраста с подогревом и без, зеркалу, испускающему время от времени солнечный зайчик, и фотообоям с белоствольными березами. В день открытия в павильоне, непосредственно в церкви, состоялась конференция «Среди архитектуры — общественные пространства и городские сообщества». Помимо Сергея Кузнецова, Дмитрия Аксенова в ней приняли участие международные эксперты в области архитектуры и урбанистики, Элизабет Диллер (бюро «Diller Scofidio + Renfro», Нью-Йорк), Хелле Юль («JuulFrost Arcgitects», Копенгаген), профессор социологии Нью-Йоркского университета и Лондонской школы экономики Ричард Сеннетт. Отталкиваясь от проекта «Зарядье», спикеры обсудили насущные вопросы изменения в XXI веке роли городского публичного пространства и новых требований, предъявляемых им современной архитектурой и обществом. Пришли к выводу, что так называемая соединительная ткань, собственно общественные пространства, по словам С. Кузнецова, «маркеры идентичности», вносят значительный вклад в улучшение качества жизни горожан.
ДИ №4/2014