«Die Tusovka Runde». Галерея на Солянке, с 12 по 16 мая.
|
Помнится, в подростковом возрасте мы любили играть в такую игру. Вытянутый лист бумаги расчерчивается поперек ориентировочно на пять-семь прямоугольников. Первый участник рисует в первой секции голову (неважно чью — человека или животного, рыбы или птицы или вообще кого-то небывалого) и заворачивает, перегнув лист по прочерченной линии и выведя на плоскость следующей секции окончание шеи. Второй участник, не видя голову, рисует плечи и грудь, опять же по своему усмотрению, принадлежащие хоть инопланетянину. Лист опять перегибается, заворачивается — наступает очередь третьего участника, который рисует живот. Когда наконец каким-то игроком нарисованы и ступни, лист разворачивается, и взору открывается монструозное создание, как правило, потешное и незлобливое. Стоит ли говорить, что этот продукт коллективного творчества вызывал у нас уже даже в процессе его создания бурю веселья. И мы не относились к сотворенному, как к творчеству. Жаль, мы тогда не знали слова «коллаборация». И никто из нас не стал известным художником. И даже просто художником. Хотя сегодня для того, чтобы иметь непосредственное отношение к настоящему искусству и даже претендовать на соавторство, совсем не обязательно быть профессионалом. Достаточно прийти на выставку в качестве зрителя. Коллаборативные практики, весьма ныне популярные, с неизбежностью создадут у любого отзывчивого посетителя выставки иллюзию подлинной сопричастности. Впрочем, участвовать в коллаборации, которая проходила в Галерее на Солянке с 12 по 16 мая под названием «Die Tusovka Runde», мог не любой и каждый, а лишь специально приглашенные профессионалы. Впрочем, обычные зрители тоже были, но именно как зрители. Хотя их количество, разумеется, влияло на размер тусовки. Так сказать, массовка. Но на тот случай, если зрителей для создания нужного впечатления было бы недостаточно, тоже подстраховались.
Однако по порядку. Итак, галерея пригласила группу «желатин» сделать в ее стенах какой-нибудь проект. Четверка венских перформансистов — Вольфганг Гантер, Али Янка, Тобиас Урбан И Флориан Райтер — хорошо известна московской публике. Первое непосредственное знакомство произошло в 2005 году, когда «желатины» в рамках Первой московской биеннале представили огромную сосульку из мочи — художники соорудили деревянный сортир, использовавшийся посетителями выставки в музее революции по прямому назначению, сильный мороз, ударивший весьма кстати в феврале того года, помог воплотить замысел наилучшим образом. Работы «желатинов» фактически всегда бросают вызов пассивному созерцанию. Так, на выставке «экспо-2000» в Ганновере они вырыли колодец и наполнили его голубой водой, куда зрителям предлагалось нырять. Поскольку стояла ужасная жара, в желающих недостатка не было. Однако после того как человек нырял, он исчезал, долго не появляясь на поверхности…поскольку оказывался неожиданно для себя в специальной подводной камере, наполненной воздухом. А, например, на 54-й биеннале в Венеции выстроили под открытым небом огромную печь, пригласив художников петь под гитару, рубить дрова и плавить стекло для скульптуры «Some Like It Hot».
Словом, «Желатины» — мастера в деле создания ярких, шокирующих и запоминающихся жестов. Их проекты — фактически всегда хит. При том, что не все члены сообщества имеют художественное образование, но они сами признаются: «а мы и не думали, что занимаемся искусством, мы просто хотели, чтобы не было скучно». Вот и в данном случае, дабы не было скучно, решили устроить тусовку. Понятие весьма нам знакомо, по определению Виктора Мизиано, его введшего в 1990-е, «оригинальный социокультурный феномен, не имеющий исторических аналогов». Правда, в нынешнее время тусовки уже не те, поскольку вполне себе вписались в официальную культуру. Но как бы там ни было, приглашая «Желатин», Солянка вполне обоснованно могла рассчитывать на зрительский резонанс. Тем более в ночь музеев, когда конкуренция между институциями по сбору публики весьма велика.
Поскольку желатины не только предпочитают задействовать в своих проектах как можно больше народа, но и любят сотрудничать с другими авторами, в своем роде храня верность 1990-м — времени сообществ, когда художники любили устраивать совместные интертейменты, они пригласили к участию российских знаменитостей — без малого тридцать художников, которые в течение пяти дней совместно с «желатинами» на глазах у зрителей (в числе которых были и приглашенные участниками друзья, обеспечивающие атмосферу тусовки, то есть, по сути, тоже участники) создавали произведения искусства. Сам по себе процесс творчества, конечно, вещь не скучная, но поскольку какая же тусовка без угощения — никакой расслабленной атмосферы не создашь, участников щедро угощали чаем, кофе, пивом, пирогами, селедкой и бутербродами.
А для пущего веселья работы создавались за большим круглым (метра три в диаметре) столом. То есть на выходе получалась работа-круг. Схема такова. Загрунтованный холст закреплялся на части механизма, занимающего почти всю комнату. Огромное колесо, приводимое в движение усилиями одного из художников, передавало движение этой раме посредством хитрого устройства. Холст вращался, художники, располагавшиеся по кругу, должны были успеть запечатлеть часть своей задумки на холсте, покуда его фрагмент не уезжал к следующему участнику, и тут же браться за «подъехавший» новый фрагмент. Что и говорить, весело.
Итак, художники, разбитые на группы (12 мая — Стас Шурипа, Гоша Острецов, Катя Бочавар, Олег Кулик; 13 мая — Игорь Мухин и Алиса Йоффе, МишМаш (Миша Лейкин, Маша Сумнина), ЕлиКука (Олег Елисеев и Евгений Куковеров), Валерий Чтак, Ирина Корина, Анастасия рябова; 14 мая — «Синие носы», Зураб Церетели, Сергей Шутов, AES+F; 15 мая — Ирина Затуловская, Александр Савко, Гор Чахал, Владимир Дубосарский; 16 мая — Сергей Пахомов, Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), Устина Яковлева, Александр Петлюра) в течение рабочей пятидневки с 16.00 до 21.00 создали 5 живописных холстов.
Не уверена, что есть резон анализировать получившиеся работы, так как смысл не в них, а в самом процессе, как и в случае с описанной вначале игрой. Конечно, этот проект можно интерпретировать по-разному: и как критику культурной индустрии с ее поточным методом и иерархичностью, и как иронию по поводу художественных сообществ, ну и, наконец, как комментарий к самому понятию «тусовка». Вспомним навскидку несколько характеристик, данных Мизиано*: «тусовка — это внепроизводственное и чисто симулятивное сообщество», «тусовка возникла как спонтанный и свободный выбор отдельных индивидов. Никто не принуждал и не склонял их к этому, не было к тому никаких институциональных или властных побудителей. Тусовка возникла как встреча и неизменно пребывает на этом рудиментарном уровне человеческого сообщества», «особенность тусовки состоит в том, что она являет собой совокупность людей, исходно консолидированных не столько конкретными структурами — институциональными или идеологическими, сколько перспективой их обретения; тусовка — это тип художественного сообщества, мыслящего себя как чистую потенциальность», «тусовка — это и есть форма самоорганизации художественной среды в ситуации отсутствия какого-либо внешнего репрессивного давления, когда исчерпаны все возможные консолидации по принципу идеологического единомыслия, этики противостояния или «общего дела»». Но сегодняшние тусовки инициируются институциями. Ну а эта еще и была профинансирована из государственного бюджета, так как «солянка» — галерея государственная. Собственно, «желатины» остались верны себе — проект получился задорный, с огоньком, прекраснодушный и вместе с тем провокационный, то есть комфортный для всех участников, но как-то с подвохом, когда ты вроде и свободный художник и к тебе со всем уважением и вроде как позволяют делать, что хочешь, но ты неизменно оказываешься винтиком в чужой игре.
* Мизиано В. «Тусовка» как социокультурный феномен http:// ec-dejavu.ru/t-2/ Tusovka.html
ДИ №4/2014