Персональная выставка Петра Котова в Третьяковской галерее приурочена к его 125-летию со дня рождения. Это четвертая монографическая экспозиция мастера стала для современного зрителя открытием его многогранного творческого наследия: более ста работ из собраний ГТГ, Ярославского художественного музея, Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, ГЦМСИР, РГАЛИ и коллекции семьи.
Петр Котов. Кузнецкстрой. Домна №1. 1931. Холст, масло
|
Название выставки связано с внутренней логикой творчества художника, который, выбирая между «полным отрицанием предметности», искусством для искусства и традиционной живописью с «глубоким идейным содержанием», отдал предпочтение реалистическому пути. Долгие годы творчество Петра Котова рассматривалось лишь в контексте советской идеологии, а основное внимание критики было сосредоточенно на созданных им официальных портретах. Сегодня пришло время увидеть в его работах тонкость живописного видения, виртуозность владения кистью, проникновенное внимание к образу современника и умение передать мимолетное счастье бытия.
Сын иконописца, ученик Н.И. Фешина и Ф.А. Рубо, Котов был очарован живописью французского импрессионизма и в то же время глубоко воспринял традиции русского искусства второй половины ХIХ столетия — творчество В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова. Посещение Эрмитажа, русского музея и выставок было для него второй академией. «Руководящими вещами… раскрывающими всю суть живописи: глубокий, драгоценный, всеобъемлющий тон, богатство и организованность света и тени, и материальность»1 стали для художника, по его собственному признанию, «Венера перед зеркалом»2 Тициана, «Портрет папы Иннокентия Х»3 Веласкеса и «Портрет старушки» Рембрандта. Детские наблюдения Петра Котова за работой отца, помноженные на академическую выучку и самостоятельный выбор творческих ориентиров, сформировали у него понимание предназначения художника — соединение безукоризненного мастерства и внимательного наблюдения жизни. Формально выставка состоит из двух пространственных зон. В первом зале собраны произведения, характеризующиеся интенсивным цветом, свободной, импрессионистической композицией, созданные художником в «астраханский» период. В таких картинах, как «Верочка» (1918) и «У окна» (1919, обе — Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина), вихрь ярких красок стилистически переносит персонажей из бурлящих революционных лет в мир эпохи модерна, отсылая зрителя к живописным феериям А.Я. Головина и К.А. Коровина.
Второй зал выставки представляет живопись и графику художника целостно, вне хронологического принципа. В центре зала сгруппированы работы, выполненные художником в ходе его поездок в Среднюю Азию и на индустриальные стройки. В таких работах, как «Электросварщицы Сормова» (1937, Ярославский художественный музей), «Днепрострой ночью» (1930, ГЦМСИР) и самая известная картина Котова «Кузнецкстрой. Домна №1» (1931, ГТГ), мастеру удается найти художественный язык, согласующийся с изображаемым мотивом, не отказываясь от близких ему традиций импрессионизма, передать «красоту трепетного ощущения жизни»4 общее впечатление от грандиозности нового мира, его мощи, скорости его строительства, сдержанной красоты и устремленности в будущее. Завершают экспозицию ставшие классическими парадные портреты из собрания Третьяковской галереи, в которых котов смягчает холодную официальность обстановки, с психологической проницательностью передавая подлинную человеческую сущность изображаемого.
Заслуживает отдельного упоминания «Портрет академика н.Д. Зелинского» (1947, ГТГ), за который художник был удостоен Сталинской премии. Здесь очевидны отголоски портретного искусства Серова. Асимметричная композиция, вибрирующая световоздушная среда, внимание к деталям интерьера и непосредственность подсмотренного жеста делают образ академика достоверным и живым.
Заказные портреты и тематические картины, созданные Котовым в 1930– 1950-е годы, дают повод причислять его творчество к социалистическому реализму. И все же несмотря на членство в АХРР5, его трудно назвать типичным соцреалистом. «Изящество, присущее его живописному видению»6, внимание к личности человека не вписываются в рамки этого официального направления. Художника можно отнести к «декоративной ветви»7 советского импрессионизма наряду с такими мастерами, как И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, А.М. Герасимов и В.Г. Цыплаков. В его творчестве соединились традиции классического европейского искусства и романтическое ощущение первой трети ХХ века.
1 Котов П. автобиография // мастера советского изобразительного искусства. Живопись. М., 1951. С. 264.
2 Ранее картина «Венера перед зеркалом» украшала Эрмитаж, но в 1937-м была продана в коллекцию Эндрю В. Меллона и впоследствии передана им в дар Вашингтонской национальной галерее.
3 Продана из Эрмитажа в июле 1930 — феврале 1931 в коллекцию Эндрю В. Меллона.
4 Разумовская С.В. Петр Котов // Искусство. 1937. № 4. С. 114.
5 АХРР (Ассоциация художников революционной России) создана в 1922-м (с 1928 по 1932 АХР, ассоциация художников революции). В 1932 году в момент образования Союза художников АХР почти в полном составе в него влилась.
6 Выступление действительного члена Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора А.И. Морозова // Петр Котов. Сборник статей. М.; Орел, 2010. С. 5.
7 Морозов А.И. Русский импрессионизм в советской действительности // Пути русского импрессионизма. К 100-летию Союза русских художников: Альбом. М., 2003 С. 112.
ДИ №4/2014