С 5 по 15 июня в «Ударнике» прошла 5-я выставка дипломных работ Школы Родченко «Я видел молнию», организованная недавно созданным фондом «Breus Foundation» и Мультимедиа арт Музеем. Специализирующаяся в основном на фотографии и новых медиа Школа Родченко — «кузница кадров» современной российской арт-сцены, зарекомендовавшая себя в качестве одной из наиболее осмысленных образовательных институций. О работах ее выпускников можно можно спорить, их можно критиковать. Но несомненно, что уже на этапе дипломных проектов большинство вещей можно смело обсуждать всерьез, не делая скидку на статус «молодого» автора.
|
Предыдущая выставка выпускников Школы фотографии им. А. Родченко прошла в Мультимедиа арт музее в апреле 2013 года. Дипломные работы тогда готовились в атмосфере протестных настроений в обществе, уличных митингов, порожденных пришедшей в движение социальной тектоникой. Поэтому или нет, но работы выпускников того года казались заметно политизированными. Свой фильм «Позиции» в МАММ представил Евгений Гранильщиков, задавшийся вопросом, как вообще сегодня снимать политическое кино. «Набор революционера» Елены Артеменко, чья инсталляция «Комфортный протест» комментировала клишированность, нерефлексивность и автоматизм некоторых протестных выступлений. Александра Тощевикова сняла фильм «Отрицание отрицания» о расстрельном полигоне «Коммунарка», затрагивающий проблему исторической памяти. Другие работы представляли собой социальные и психологические исследования иного рода. Например, фильм Антонины Баевер «Дипломная работа», в котором художница, обратившись по соответствующему объявлению, обучала исполнителей «диплома на заказ» современному искусству. Или фотосерия Игоря Самолета «Будь счастлив» о молодых неформалах из архангельской области, документирующая не столько жизнь социального дна в провинции, сколько построение коммуникации героев с автором.
На нынешней выставке, открывшейся в здании бывшего кинотеатра «Ударник», на месте которого скоро обещают открыть музей, социальная составляющая тоже никуда не делась. Однако работы по сравнению с прошлым годом кажутся намного более «интровертными», сосредоточенными не на исследовании окружающей реальности, а обращенными к сущности медиума, в котором они выполнены. Еще недавно казавшиеся реальными перспективы социальных изменений столкнулись с реальностью, которую стало невозможно трансформировать. Но можно изучать не только, из какого сора она растет, но и на какой носитель записывается. Работы на злобу дня, разумеется, на выставке тоже есть. Например, инсталляция Григория Сельского «Русские духовные скрепки» в виде автомата из увеличенных скрепок и «скрепочных» же мишеней. Официальную риторику становится невозможно воспринимать всерьез, остается лишь пародировать ее.
«Интровертность» большинства проектов заключается в интересе к скрытому, незаметному, сосредоточенному в самой структуре построения кадра или свойствах предпочитаемого материала. Интересно, что многие работы, не теряя в интеллектуальности, отходят от привычной современному зрителю логоцентричности и затекстованности, вместо концепции (но чаще наряду с ней) предлагая зрителю изысканную визуальность. Например, фильм Альберта Солдатова «Бальтус» с мизансценами, отсылающими к картинам французского модерниста Бальтюса, изображавшего юных девушек в домашних интерьерах. Видеоряд сопровождается случайными комментариями из фейсбука, бессмысленность которых дополняет тишину и пустотность выстраиваемых художником «живых картин». Андрей режет в проекте «14» выставил четырнадцать фотографий предметов, обнаруженных на задворках города, находящихся в состоянии полураспада. Будучи изолированными в отдельном кадре, вещи приобретают почти инопланетный, сюрреалистический и пугающий вид. Сегодняшнее медийное пространство нельзя воспринимать всерьез. Пропитанное насквозь пустыми и апофатическими конструктами («Мы — не…», «У нас особый…»), оно не оставляет возможности для коммуникации или диалога. Показательно, что многие художники на выставке также работают с симулятивной и манипулятивной природой образной репрезентации, как, например, Анастасия Млеко, в работе «Архтп», на нескольких мониторах сопоставляющая найденные и созданные ей изображения. Иногда они противоречивы, но формально рифмуются, перетекают одно в другое и непредсказуемым образом искажают порождаемый ими нарратив. Противоположный полюс исследует Елена Асташова. Ее видео «Погружение» идет на двух экранах. На одном снята подготовка к церковному ритуалу на открытом воздухе возле реки. Современно одетые люди расставляют столики и емкости для воды под команды батюшки в микрофон.
На другом экране — крещение в реке новообращенных. Снятые крупным планом обнаженные люди выныривают из воды, полностью погруженные в собственные переживания. Художница задается вопросом о возможности религиозного чувства применительно к индивидуальному сознанию, в то время как в коллективном восприятии оно не только адаптируется к современным реалиям, но нередко заимствуется и служит профанным целям. Политическая составляющая вынесена на поверхность в документальной фотосерии Юлии Абзалтдиновой «Паспорт болельщика». Гости Сочинской олимпиады запечатлены на фоне почти исчезающей среды, готовой раствориться в поглощающем белом свете. Работам абзалтдиновой вторят снимки Данилы Ткаченко из серии «Закрытые территории» — полуразвалившиеся военные объекты от гигантских локаторов до внушительных бетонных глыб, снятые зимой и проступающие из снежного тумана, как предметы на картинах Владимира Вейсберга. Титаны, ставшие призраками на запретных территориях.
Своеобразным «полюсом эскапизма» служит работа Натальи Айриян «Не выходи из комнаты»: фотографии молодых людей в темных комнатах и их дневники, повествующие о внутренней растерянности, смятении и необъяснимом страхе. Завершает выставку перформанс Насти Кузьминой «В Новый год». Художница срежиссировала праздник для пассажиров ночного поезда, ничего не подозревавших о новогоднем сюрпризе. В определенный момент в плацкартном вагоне загорались пластиковые гирлянды, всем разносили мандарины и шампанское, появлялись люди, одетые для вечеринки, а вдоль путей периодически возникали ангелоподобные персонажи, подсвеченные праздничной иллюминацией. Состояние внутреннего упадка и тревоги, которое сменяется атмосферой, может быть, и веселого, но чужого праздника. Что может точнее передавать ощущение нынешнего zeitgeist?
ДИ №4/2014