×
Ощущение текущего времени
Валерий Леденев

С 5 по 15 июня в «Ударнике» прошла 5-я выставка дипломных работ Школы Родченко «Я видел молнию», организованная недавно созданным фондом «Breus Foundation» и Мультимедиа арт Музеем. Специализирующаяся в основном на фотографии и новых медиа Школа Родченко — «кузница кадров» современной российской арт-сцены, зарекомендовавшая себя в качестве одной из наиболее осмысленных образовательных институций. О работах ее выпускников можно можно спорить, их можно критиковать. Но несомненно, что уже на этапе дипломных проектов большинство вещей можно смело обсуждать всерьез, не делая скидку на статус «молодого» автора.

Предыдущая выставка выпускников Школы фотографии им. А. Родченко прошла в Мультимедиа арт музее в апреле 2013 года. Дипломные работы тогда готовились в атмосфере протестных настроений в обществе, уличных митингов, порожденных пришедшей в движение социальной тектоникой. Поэтому или нет, но работы выпускников того года казались заметно политизированными. Свой фильм «Позиции» в МАММ представил Евгений Гранильщиков, задавшийся вопросом, как вообще сегодня снимать политическое кино. «Набор революционера» Елены Артеменко, чья инсталляция «Комфортный протест» комментировала клишированность, нерефлексивность и автоматизм некоторых протестных выступлений. Александра Тощевикова сняла фильм «Отрицание отрицания» о расстрельном полигоне «Коммунарка», затрагивающий проблему исторической памяти. Другие работы представляли собой социальные и психологические исследования иного рода. Например, фильм Антонины Баевер «Дипломная работа», в котором художница, обратившись по соответствующему объявлению, обучала исполнителей «диплома на заказ» современному искусству. Или фотосерия Игоря Самолета «Будь счастлив» о молодых неформалах из архангельской области, документирующая не столько жизнь социального дна в провинции, сколько построение коммуникации героев с автором.

На нынешней выставке, открывшейся в здании бывшего кинотеатра «Ударник», на месте которого скоро обещают открыть музей, социальная составляющая тоже никуда не делась. Однако работы по сравнению с прошлым годом кажутся намного более «интровертными», сосредоточенными не на исследовании окружающей реальности, а обращенными к сущности медиума, в котором они выполнены. Еще недавно казавшиеся реальными перспективы социальных изменений столкнулись с реальностью, которую стало невозможно трансформировать. Но можно изучать не только, из какого сора она растет, но и на какой носитель записывается. Работы на злобу дня, разумеется, на выставке тоже есть. Например, инсталляция Григория Сельского «Русские духовные скрепки» в виде автомата из увеличенных скрепок и «скрепочных» же мишеней. Официальную риторику становится невозможно воспринимать всерьез, остается лишь пародировать ее.

«Интровертность» большинства проектов заключается в интересе к скрытому, незаметному, сосредоточенному в самой структуре построения кадра или свойствах предпочитаемого материала. Интересно, что многие работы, не теряя в интеллектуальности, отходят от привычной современному зрителю логоцентричности и затекстованности, вместо концепции (но чаще наряду с ней) предлагая зрителю изысканную визуальность. Например, фильм Альберта Солдатова «Бальтус» с мизансценами, отсылающими к картинам французского модерниста Бальтюса, изображавшего юных девушек в домашних интерьерах. Видеоряд сопровождается случайными комментариями из фейсбука, бессмысленность которых дополняет тишину и пустотность выстраиваемых художником «живых картин». Андрей режет в проекте «14» выставил четырнадцать фотографий предметов, обнаруженных на задворках города, находящихся в состоянии полураспада. Будучи изолированными в отдельном кадре, вещи приобретают почти инопланетный, сюрреалистический и пугающий вид. Сегодняшнее медийное пространство нельзя воспринимать всерьез. Пропитанное насквозь пустыми и апофатическими конструктами («Мы — не…», «У нас особый…»), оно не оставляет возможности для коммуникации или диалога. Показательно, что многие художники на выставке также работают с симулятивной и манипулятивной природой образной репрезентации, как, например, Анастасия Млеко, в работе «Архтп», на нескольких мониторах сопоставляющая найденные и созданные ей изображения. Иногда они противоречивы, но формально рифмуются, перетекают одно в другое и непредсказуемым образом искажают порождаемый ими нарратив. Противоположный полюс исследует Елена Асташова. Ее видео «Погружение» идет на двух экранах. На одном снята подготовка к церковному ритуалу на открытом воздухе возле реки. Современно одетые люди расставляют столики и емкости для воды под команды батюшки в микрофон.

На другом экране — крещение в реке новообращенных. Снятые крупным планом обнаженные люди выныривают из воды, полностью погруженные в собственные переживания. Художница задается вопросом о возможности религиозного чувства применительно к индивидуальному сознанию, в то время как в коллективном восприятии оно не только адаптируется к современным реалиям, но нередко заимствуется и служит профанным целям. Политическая составляющая вынесена на поверхность в документальной фотосерии Юлии Абзалтдиновой «Паспорт болельщика». Гости Сочинской олимпиады запечатлены на фоне почти исчезающей среды, готовой раствориться в поглощающем белом свете. Работам абзалтдиновой вторят снимки Данилы Ткаченко из серии «Закрытые территории» — полуразвалившиеся военные объекты от гигантских локаторов до внушительных бетонных глыб, снятые зимой и проступающие из снежного тумана, как предметы на картинах Владимира Вейсберга. Титаны, ставшие призраками на запретных территориях.

Своеобразным «полюсом эскапизма» служит работа Натальи Айриян «Не выходи из комнаты»: фотографии молодых людей в темных комнатах и их дневники, повествующие о внутренней растерянности, смятении и необъяснимом страхе. Завершает выставку перформанс Насти Кузьминой «В Новый год». Художница срежиссировала праздник для пассажиров ночного поезда, ничего не подозревавших о новогоднем сюрпризе. В определенный момент в плацкартном вагоне загорались пластиковые гирлянды, всем разносили мандарины и шампанское, появлялись люди, одетые для вечеринки, а вдоль путей периодически возникали ангелоподобные персонажи, подсвеченные праздничной иллюминацией. Состояние внутреннего упадка и тревоги, которое сменяется атмосферой, может быть, и веселого, но чужого праздника. Что может точнее передавать ощущение нынешнего zeitgeist?

ДИ №4/2014

16 августа 2014
Поделиться: