×
Метасимволизм Рашида и Инессы Азбухановых
Григорий Певцов

Воодушевленный опытом Первого немецкого осеннего салона (1913, Берлин) шведский художник-модернист Геста Адриан-Нильссон (1884–1965), известный под псевдонимом Ган, написал в Париже в 1921 году манифест «Божественная геометрия» («Den Gudomliga Geometrien»). В нем он утверждал, что вселенная управляется законами геометрии, которые должны также определять и творческий процесс. Художники Рашид и Инесса Азбухановы, следуя принципам строгой геометрической эстетики, продолжили традиции отечественного символизма в деревянной рельефной иконе и церковной резьбе. 

Творческие искания художников привели к созданию цикла резных панно «ХХ век». Эти произведения построены на динамическом взаимодействии различных геометрических форм, но в отличие от конкретного искусства, провозглашенного Тео ван Дусбургом в «Манифесте элементаризма» (1930), отражают реальные события и этапы предельно напряженной драмы предыдущего столетия. Творчество Инессы и Рашида Азбухановых можно рассматривать в этом аспекте, но оно вобрало в себя более широкий круг явлений. Они выстроили свою художественную стратегию на глубоких традициях отечественного авангарда, народного искусства и опыте православной иконы, которой занимались в течение многих лет. В их произведениях очевидна причастность к символизму и церковной резьбе, народному искусству и фрескам древней Каппадокии, и настенным росписями XII века Георгиевского собора в Старой Ладоге. Минимализм древнейших орнаментов проявляет себя как модернистский неопластицизм композиции работ цикла «ХХ век» («Париж. 1900», «300 лет дома Романовых», «Первая мировая война», «Революция», «Победа. 1945», «Россия. Полет человека в космос». «Россия. Перестройка»). Работы построены на жестких законах геометрии, но не утрачивают связь с реальным миром. Они имеют сложную и тонкую фактуру, живую палитру ранневизантийской цветовой гаммы, прозрачный цвет, но гармония и музыкальный ритм этих произведений далеки от простого декорирования, напротив, декоративными средствами художники оркеструют временные последовательности композиции, превращают резную плоскость панно в четырехмерное пространство-время, содержательно исповедуют вселенские ценности, общность человека с космическими сферами. Сугубо формальный язык традиционного орнаментального знака благодаря динамическим комбинациям получает образность, подтексты. Архетипические символы в своем уникальном сочетании оказались способны отразить конкретность факта и атмосферу времени. Азбухановы оперируют языком символов, в своей целостности передающих конкретный образ, воспринимаемый на духовно-физическом уровне. Вневременные символы-архетипы в уникальном сочетании способны отразить эпоху и ее конкретности.

Динамические построения сложных графических и живописных слоев, в которых изобразительные символы и линии собраны в узоры, порождают ощущение физического движения. При этом они могут характеризовать конкретные события и факты. Такой способ отражения пространственно-временного континуума неизбежно привел художников к созданию фильма, соединяющего движение, пространство, свет и тени, сюжеты и образы. Подобно тому как в кино один образ возникает после другого, так и в сериях панно один образ рядом с другим выстраиваются в целостное высказывание. Серия «ХХ век» Рашида и Инессы возрождает экспериментальный дух фильма Эггелинга и Рихтера 1920 года. Фильм в технике мультимедиа создан на основе тематического цикла «ХХ век». Синтез пластического искусства и музыки, характерной для различных, сменяющих друг друга исторических эпох и относящихся к ним фрагментов документального кино, выразительно и эффектно передает атмосферу и события ХХ столетия, увиденные уже из другого социокультурного и исторического измерения.

Геометрия Азбухановых, духовные искания и развитие мировых событий («300 лет дома Романовых», «Первая мировая война» и «революция») связаны друг с другом в своей исторической последовательности. Золотой крест, багровые тона, знаменующие муки и кровь, зеленые оттенки брони, крест из пригвожденных колосьев в пластическом языке художников удивительно созвучны событиям, которым посвящены композиции. В отличие от неосимволизма, где символ имеет образную природу, в работах Азбухановых образ создается динамическим сочетанием символов с традиционной семантикой.

Метасимволизм художников может быть назван дедуктивным символизмом, смыслы которого идут от общего к частному, конкретному образу. Метасимволизм собрал воедино огромный опыт различных предшествовавших ему направлений и задач, дав мощный импульс для развития принципиально новой эстетики, примером чего представляется искусство Азбухановых.

ДИ №4/2014

16 августа 2014
Поделиться: