Нет ничего удивительного в союзе искусства и воздухоплавания, ибо с незапамятных времен человек мечтал о полетах. Достижения в авиации вызывали огромный энтузиазм у художников, архитекторов, стали благотворным импульсом для обновления, открытий в искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре. Ни с чем не сравнимо упоение от передачи в произведениях скорости, движения в полете. Все восхищались первым аэропланом, позволившим преодолеть силу притяжения, что, возможно, впоследствии и помогло искусству освободиться от предметности.
|
Первые самолеты и кубизм рождаются практически одновременно. Пикассо, Руссо, Балла, Делоне, Малевич создавали произведения, вдохновляясь воздушными полетами. Обращение к теме авиации позволяло проследить причинно-следственную связь между кубистским переосмыслением пространства, новым проявлением ментальности и стремлением футуристов отвергнуть ограничения повседневной жизни и освободить человека от пут прошлого. Для Делоне и Малевича, страстно увлеченных аэронавтикой, полет был метафорой трансформации сознания, уходом от банальности обыденного существования и импульсом к переосмыслению времени и пространства.
Выставка «Авангард и авиация» в Еврейском музее и центре толерантности посвящена захватывающему миру аэронавтики и полетов. Произведения авангардистов А. Родченко, И. Чашника, Н. Суетина, Л. Хидекеля, А. и В. Весниных, В. Степановой, А. Лабаса, афиши, фотографии, чертежи, макеты самолетов, личные вещи авиаторов, даже настольные игры воссоздают вкус и атмосферу напряженного и яркого исторического периода 1920–1930-х. Выставка состоит из трех разделов: «Пространство», «Машина», «Герой». Изобретательное экспозиционное решение, словно аэродинамическая труба, втягивает зрителя вглубь зала и настраивает на изучение материального воплощения специфического аспекта темы. Густо расположенные экспонаты подобны уплотненному воздуху, перегородки образуют потоки коридоров с принципом разреженного распределения вещей, группировки которых формируют неожиданные значения. В разделе «Пространство» разнообразно инсталлированные экспонаты (то сгущающиеся — плакаты, то разреженные — картины, модели самолетов, архитектурные конструкции, подвешенные к потолку, предметы в витринах) демонстрируют, какие богатые возможности для интерпретации пространства обнаружили художники у авиаторов, в научных исследованиях и философских трактатах.
Русский космист философ Н.Ф. Федоров мечтал о спасении мира, о превращении Земли в космический корабль, путешествии по Вселенной, единении человека и космоса. В контексте выставки его рукопись «Смысл и цель жизни» (1880–1890) кажется весьма актуальной. Другие экспонаты знакомят с идеями «панпсихизма» К.Э. Циолковского, с его техническими и научно-фантастическими проектами (чертежи, рисунки, фотографии, шаблоны к статье о дирижабле). Неожиданно острыми и свежими, даже современными, выглядят его иллюстрации к сборнику научно-фантастических произведений «Грезы о Земле и небе», созданные еще в 1875–1895 годах.
Новые идеи, открытия рубежа веков имели важное значение для поисков художников в сфере пространственных решений, что позволило использовать необычные ракурсы, одновременно фиксировать быстрое движение и состояние покоя. Огромную роль эксперименты играли и в развитии супрематизма. «Новая моя живопись не принадлежит Земле исключительно, — писал Малевич в письме
М. Матюшину 23 июня 1916 года. — Земля брошена как дом, изъеденный шашлями». И на самом деле у человека, в его сознании есть устремление к пространству, тяготение «отрыва от Земли». На выставке можно проследить различные модификации супрематизма в живописи и графике Чашника, Суетина, Хидекеля. Супрематические композиции Суетина, напоминающие летательные аппараты, ориентированы на «орнамент». А эскизы моделей Чашника — пример символической супрематической графики. Градостроительные идеи новых городов Хидекеля предвосхитили достижения современных архитекторов. В его работах супрематизм выходит в объем и пространство, эскизы фиксируют масштабные объемно-пространственные идеи — надводного города, города на опорах.
На этой насыщенной экспонатами выставке разнообразно представлен Родченко: фотографии — знаменитые снимки на тему спорта: прыжки в воду, воздушные гимнасты, а также плакаты и эскизы для значка «Добролет», эскизы обложек книг, архитектурно-пространственные конструкции 1920–1921 годов, организованные по принципу «одинаковых форм». В творчестве Родченко важную роль играла новая взаимосвязь рекламно-афишного и книжного искусств. Так, в плакате для «Добролета» (1923) особую выразительность композиции придает шрифт. Все работы Родченко на выставке создают удивительное ощущение радости свободного полета.
Пятнадцать работ Лабаса 1920–1930-х, наиболее яркого периода авангардистских экспериментов, знакомят с творческой концепцией мастера, увлеченного идеей полета, движения в пространстве, на основе которых — проектировал город будущего. Он давал личностную, эмоциональную интерпретацию полетов в легкой, почти эскизной манере, изобразил множество летательных аппаратов, парашютов в эскизе панно «Авиация» (1937). Романтична и его лирическая прозрачная акварель «Город будущего» (1935) с причудливыми летательными аппаратами и фантастическими постройками. Самый забавный парящий объект называется «Дом отдыха “Циолковский”». Совсем иное, неожиданное прочтение темы в гуаши «Мальчик и самолет» (1930) В. Ермолаевой, сюжет передает тоску и одиночество. Ребенок на фоне голубой бездны устремляет взгляд в небеса, где едва обозначен серебристый самолет.
В разделе «Пространство» доминирует огромный эффектный холст «Дирижабль» (1930) В. Купцова, любимого ученика П. Филонова. Поражает изощренное изображение различных моделей военных самолетов и остроумное соединение супрематической системы Малевича с приемами аналитического искусства Филонова.
Художников, архитекторов, фотографов, поэтов, конструкторов завораживала магия полета. Некоторые даже создавали художественные конструкции в виде летательных аппаратов, проекты летающих городов («Летатлин» В. Татлина, маховик-орнитоптер П. Митурича). В разделе «Машина» экспонируются модели летательных аппаратов, они подвешены к потолку, размещены в витринах, представлены и графические воплощения и фотоизображения дирижаблей, аэропланов, а также демонстрируются фрагменты фильмов с записями полетов, детали устройств. Иногда образ летательных аппаратов предстает в условной деформированной форме. На выставке можно проследить также различия в интерпретации темы авиации у московских и ленинградских художников. В работах ленинградцев «Состязание авиамоделистов» (1934) С. Адливанкина и «Стратостат Осоавиахим-1» (1935) Г. Бибикова осязаемые, реальные персонажи и летательные аппараты, в то же время в чем-то условные, но без романтизма, фанатизма. Фотомонтаж Степановой (1937) напоминает о реальных героях-папанинцах. И хотя авиатор был главный герой — сначала мученик, затем триумфатор, идеальный гражданин Страны Советов, — торжествует здесь машина во всем ее многообразии и ипостасях пластической выразительности. Она предмет вдохновения художников, которые задумывались о новых принципах организации жизни и создании нового искусства, о синтезе природы и техники.
Выставка «Авангард и авиация» — лишь приближение, прикосновение к этой неисчерпаемой теме. Здесь хорошо раскрыта тема полета и модификации пространства в работах различных художников, в том числе фигуративного направления. Многочисленные фотографии парадов, воздушных празднеств, фильмы, марши воссоздают атмосферу оптимизма, эйфории, которую переживали люди в эпоху первых полетов авиаторов. И забываешь, что самолеты и дирижабли были использованы для пропаганды и агитации как, например, самолет-гигант «Максим Горький».
ДИ №5/2014