Выставка молодых художников и кураторов — «Rezervacia» в центре дизайна «Artplay» вошла в состав проекта «StudentArtProm», который в этом году участвовал в параллельной программе Московской международной биеннале молодого искусства.«REZERVACIA» стала финальным аккордом совместной работы кураторов и художников школы современного искусства «Свободные мастерские».
|
В школе мы почувствовали себя единым организмом, одной командой, самостоятельным коллективом, сложившимся в стенах Московского музея современного искусства, отделяющего нас от остального мира. Именно там художники Маша Шарова и Дима Окружнов произнесли слово «резервация». Слово было подхвачено, и родилась идея выставки. Начались обсуждения и дискуссии. У каждого эта тема ассоциировалась со своими образами, задачей кураторов было собрать их в стройную концепцию. Тогда на пике энтузиазма казалось, что организовать придуманную выставку достаточно просто. Это были первые месяцы обучения в школе.
Мы слушали лекции по истории зарубежного и отечественного искусства (В. Дажина, О. Турчина), истории фотографии (И. Толкачева), философии искусства (А. Великанов), истории и теории видеоарта (А. Джеуза), актуальным практикам современного искусства (Ю. Шабельников), истории кураторства (Д. Пыркина), дизайну экспозиции (Д. Камышникова), теории современного искусства (Н. Смолянская) и многое другое. Помимо лекций курс обучения включал в себя семинары и посещение выставок и культурных событий. Наше сознание расширялось, а шаблоны рассыпались как карточный домик. Мы стали смотреть на все иначе, и это влияло на работу над концепцией проекта «Rezervacia» и отбор произведений, предлагаемых художниками. В итоге кураторскую группу составили Юлия Рыбакова, Аяна Чигжит и Александра Евсеева. Мы хотели, чтобы идея выставки была ясной и легко считываемой. Для нас резервация — это тотальный и необратимый процесс эпохи нестабильности: ограждение, замыкание, сужение, исключение и лишение. Резервация возникает незаметно, а может приобретать совершенно непредсказуемые формы.
К тому же человек сам исподволь стремится оградить себя от непредсказуемо меняющегося внешнего мира, обрести точку опоры или физически, воздвигая стены домов и заборы, или ментально, через систему мнений, принципов, заблуждений и страхов, которые незаметно перестают быть просто защитой и превращаются в фобии.
Графические серии А. Мезенцевой «Тишина» и Таши Абрамовой «Анатомия», инсталляции Е. Даненовой «Дом мечтаний» и «Воображаемое пространство» Д. Окружного и М. Шаровой исследовали внутренний мир человека, психологические барьеры и ограничения, одностороннее видение и двойственность восприятия, то, что рождает диссонанс, непонимание, страх одиночества и неуверенность.
Столкновение внутреннего и внешнего миров — одна из главных тем искусства. Человеческие грезы, домыслы, ожидания, предвкушения и мечтания — целая вселенная, порой не пересекающаяся с реальностью. Видео «Лаборатория» Н. Монахо-вой напоминает о том, что мы бессильны перед лицом случая и природы. Инсталляция И. Федотова-Федорова «В ожидании 2.0» говорит об амбивалентном желании изменения и постоянства, а видео М. Полуэктовой «Снег» отсылает к извечной антитезе мечты и реальности.
В скульптуре «Allthesaints» А. Князевой и инсталляции «Поток» О. Лондон речь идет о необходимости периодически изолироваться, уединяться, дабы не стать всецело подвластным социуму.
Одним из интереснейших видов резервации оказалась человеческая память, эту тему поднял А. Левченко в серии фотографий «Потоки прошлого». Человеческая сущность рассматривалась как результат пережитых в прошлом моментов, встреч и расставаний, потерь и обретений, воспоминаний, которые хранятся в памяти.
Е. Чугунова в серии фотографий рефлексирует по поводу отпечатков времени на физических объектах. Мир стремительно и безвозвратно меняется, и функции многих вещей вокруг нас перестают быть востребованы, предметы становятся просто нагромождением форм и цвета. Бывает, что мы оказываемся зависимы от собственных вещей, с которыми давно пора расстаться (инсталляция И. Кравчиной).
Помимо внутренних барьеров и внешних преград, каждый из нас стеснен нормами морали, стереотипами восприятия и другими правилами, выработанными, а порой навязанными социумом, которые могут сковывать жизнь, мечты, возможность двигаться дальше. В видеоработе Н. ван Будман задается вопросом, почему человек сознательно подавляет себя, лишая естественной эмоциональной разрядки. А. Васильева в инсталляции «Коробка» поднимает тему внутренней и внешней цензуры. М. Седов в инсталляции «Ослышка» размышляет о замкнутости сознания художника, пытающегося познать мир, но отчужденного от зрителя и окружающей жизни.
Штампы и псевдоценности, навязанные обществом через мишуру визуальных образов, могут искажать цели и желания человека (Е. Сахарная, коллаж «Машина для самоидентификации»). Резервация проникает в нас, даже если мы и не хотим этого, это сила, которая действует незаметно и проявляется даже в житейских мелочах. Так, даже зарезервированный столик в ресторане напоминает о том, что наш выбор ограничен
(М. Молокова, инсталляция «Забронировано»). Стремясь оградить себя от неспокойной и подчас агрессивной действительности, человек часто погружается в мир игр. Разум «покидает» тело и «переселяется» в яркое и увлекательное пространство воображения (Р. Сотников «Iliveinsideavideogame»). Сходным образом жизнь пожилых людей, которым становится все сложнее двигаться и особо некуда ходить, постепенно сводится к просмотру сериалов и новостей по телевизору (М. Агапкина, инсталляция «Телевизор моей бабушки», инсталляция Е. Муромцевой). Их одиночество становится вынужденной резервацией.
Как внешние факторы влияют на нашу жизнь? Страна — это часть нас, а мы — ее часть. Как понять свое предназначение и найти место в границах страны, рассуждает Камо Цатурян.
Алес Кочевник в работе «Матрешки» показывает, как простой символ передает общие настроения и изменения, происходящие в последнее время в нашей стране.
Резервацию можно представить и как естественный процесс, направленный на самосохранение, но и тогда он в большей мере ограничивает нашу свободу, нежели защищает ее. В тех случаях когда резервация невидима и действует незаметно, можем ли мы противостоять ее крайним проявлениям? Что есть свобода, где она начинается, где заканчивается, и вообще, есть ли у нее начало и конец, и не является ли резервация пространством желанной свободы?
Проект аккумулировал наши знания и эмоции, мысли и ощущения, стал итогом нашей учебы. Участники проекта надеялись на понимание зрителей, на то, что эта тема не оставит их равнодушными. После окончания выставки в «Artplay» проект «Rezervacia» переехал в выставочные залы Строгановской академии. На новой площадке экспозицию дополнили новые работы художников школы «Свободные мастерские». Возможно, проект будет развиваться и дальше.
ДИ №5/2014