×
«Гоголевщина» в Москве
Лия Адашевская

Два контрабаса, две виолончели, фортепиано, марокасы, гитара, скрипка, барабаны, ксилофон, аккордеон, губная гармошка, бубен — акустическая (музыкальная, языковая и словесная) мешанина, создающая эффект подчеркнутой стилистической неоднородности, где украинский фолк, мелодекламация — шекспировские сонеты, богомольные монологи, цитаты из Гоголя, Шевченко, Бродского, Буковски, Введенского, тексты на нескольких диалектах украинского, английском, французском, русском, немецком языках, «попса» 1990-х, Бетховен, французский шансон, джаз, регги, блюз, гранж в стиле «Нирваны», мотивы рэпа и R’n’B, гроул и прочие культурные гиперссылки в своей парадоксальной «несовместимости» сталкиваются в неожиданные саунд-коллажи. Все это предлагает украинская группа «Dakh Daughters», выступающая в жанре «фрик-кабаре» и музыкального перформанса. 

«Dakh Daughters» имеет непосредственное отношение к киевскому театру «Дах», руководитель которого — Владислав Троицкий — принимает участие в постановке перформансов «Dakh Daughters». Группа — это семь молодых женщин, семь индивидуальностей с разножанровым опытом своих артистических биографий. Нина Гаренецкая — участница группы «ДахаБраха», Руслана Хазипова — группы «Перка-лаба», Таня Гаврилюк — сольного проекта «ТаняТаня», Соломия Мельник — проекта «Мощные девушки» и «Soloma project», Анна Никитина — проекта «Кабаре-шансон», Наталья Галаневич и Zo — балета «БиZоН».

Эти семь творческих единиц, соединяясь в едином русле, остаются верны принципу театрального коллажа, как его понимал Эрик Сати, где принципиально важны и демонстрация всех героев, их равенство между собой и выявление их особенностей. Здесь нет лидера, нет солиста, все семеро на равных позициях. При этом каждая песня, являясь, по сути, мини-спектаклем, отдельной историей, выводит на авансцену то одну актрису, то другую, а если еще учесть, что они постоянно меняются инструментами, никто не закреплен за каким-то одним, что еще сильнее акцентирует переплетение стилей, манер, языков, страстей. Концерты группы превращаются в некую подвижную, дышащую, завораживающую своей, кажется, бесконечной переменчивостью, перформативность. Этот принцип становления побуждает слушателя-зрителя все время быть в напряжении, не только слушать, но и видеть, с нетерпением ожидать следующего сюжета, энергетически участвовать в действе. Визуальное и акустическое здесь — равноценные элементы коллажа.

Девичий бенд изначально планировался как одноразовый проект. По признанию актрис, идея возникла во время Гоголь-festа, который проходил на Выдубичах в 2012 году. Тогда «Дах» играл трехчасовой спектакль «Школа нетеатрального искусства», во втором акте которого были задействованы семь актрис. К воплощению идеи в ее нынешнем виде приступили по случаю приглашения театра «Дах» на гастроли во Францию. За месяц до поездки стали готовить специальный музыкальный проект «Rozy / Donbass» для парижского кабаре. Однако первое выступление состоялось в Киеве в театре «Дах» в ноябре 2012 года, что было, по сути, репетицией на публике перед запланированным концертом в Париже.

Летом 2013 года видео «Rozy / Donbass» появилось на YouTube и, что называется, взорвало Интернет. «Dakh Daughters» стали знаменитыми. Сегодня в их репертуаре множество песен. Одноразовый проект перерос в постоянный. Они много гастролируют. Критики находят в них сходство с Амандой Палмер, «Rammstein», «Laibach», «System of a Down» и «Dresden Dolls». Сами же они считают себя близкими трио-кабаре из Великобритании «The Tiger Lillies» и мечтают однажды выступить вместе. Все эти сравнения, конечно, лестные и небезосновательные. Однако «Dakh Daughters» при всей своей стилистической неоднородности совершенно очевидно имеют собственное лицо. Атмосферу «гоголевщины», которая возникает на их выступлениях, не спутаешь ни с какой другой, в чем можно было убедиться и на их концерте в Гоголь-центре, весной этого года проходившем в Москве.

ДИ №5/2014

21 октября 2014
Поделиться: