×
Artist-run space по-петербургски
Павел Герасименко

«BOBBY Gallery» — новая арт-площадка, появившаяся в Петербурге нынешним богатым на художественные события летом. Находится она в Большом Казачьем переулке напротив Витебского вокзала, по соседству с кварталом Введенской больницы. Именно тут, в бывших гаражах «скорой помощи», расположилось арт-пространство, получившее немного манерное название «Салон». Оно живет активной жизнью: помимо бара и непременных в последнее время киосков с едой, здесь открываются новые небольшие выставочные залы и творческие мастерские. 

Подобные городские пространства очень характерны для Петербурга. В ближайшем соседстве с дворцами и проспектами в городе всегда существовали укромные уголки, которые до сих пор можно найти в историческом центре, особенно если знать, в какую подворотню свернуть. Недаром В.Н. Топоров обнаружил и описал их как «городские урочища» в петербургской жизни.

«BOBBY Gallery» — не совсем галерея, скорее она принадлежит к хорошо известному типу artist-run space. Управляют, приглашают новых авторов и отвечают за выставочную стратегию художники Александр Белов и Влад Кульков и недавняя выпускница истфака Алина Ушакова. Экспозиция сменяется через одну-две недели, между вернисажами выставки работают в свободном режиме. Ясно, что показанное здесь стоит оценивать иначе, чем проекты в «серьезных» галереях или музеях, однако все сделанное молодой галерейной командой вызывает интерес. В «BOBBY Gallery» авторы получают практически полную творческую свободу, ограниченную разве что размерами помещения.

Галерея открылась 13 июня выставкой Егора Кошелева «Парад отщепенцев». Один из самых энергичных представителей своего поколения, он завесил эскизами еще не до конца отремонтированные стены.

BOBBY Gallery участвовала в параллельной программе «Манифесты». Двое художников, Ольга Житлина и Йон Иригойен из Хельсинки, представили видеодокументацию завершающей части проекта с участием мигрантов «Конкурс анекдота Ходжи Насреддина». Другая художественная инициатива в рамках биеннале — «Лагерь беженцев», «разбитый» на крышах гаражей, здесь расставлены объекты, палатки, самодельная мебель. Один из самых примечательных — маленький блестящий шалаш, который возвели Саша и Паша Ротц (больше известные как авторы ювелирных украшений и бижутерии), вплавив в битум осколки зеркального стекла.

Выставкой Ильи Трушевского «Алюминий, лес, уголь и люди», на которой были показаны рисунки из нескольких циклов, отметили тридцать третий день рождения художника, находящегося в заключении. Прежде известный как автор эффектных высокотехнологичных инсталляций в колонии Трушевский рисует всем и на всем: щелочами и токарным резцом на металлических пластинах, гелевой ручкой на рентгеновских пленках, шариковой ручкой на старых наволочках.

Трое художников, сделавших проекты в «BOBBY Gallery», обращаются в своих работах к эзотерике. Денис Патракеев в инсталляции «Шеба» членит пространство приемами геометрического минимализма. Инсталляция Дарьи Правды «Культнатура», состоящая из засушенных растений, скелетов животных, камней и деревьев, связана, по признанию художницы, с опытом переживания смерти. Александр Кривошапкин в живописных и графических листах перетолковывает образ ученого, экспериментатора и первооткрывателя.

Отметились в «BOBBY Gallery» и неоакадемисты — Ольга Тобрелутс со своей версией фильмов Фассбиндера и Пазолини (видеоинсталляция «Харам») и леваки — неумелая социальная графика Анастасии Вепревой вкупе с «найденной поэзией» (проект «Ватный белый»). Здесь часто выступает трио «Грустные парни», состоящее из художников Влада Кулькова, Павла Ротца, Михаила Заиканова, которые продолжают славные традиции артистического музицирования, создавая медитативный гитарный шум.

Очевидно, что город нуждается в подобных местах. Например, галерея «Люда», организованная художником и куратором Петром Белым в 2008 году во втором дворе на Моховой улице и также в гараже, была рассчитана всего на один сезон, но память о ней до сих пор свежа. Недавно стало известно, что Белый собирается возродить этот проект в несколько больших масштабах. Благодаря «Манифесте» на художественной карте Петербурга прибавился новый адрес.

ДИ №5/2014

21 октября 2014
Поделиться: