Московский музей современного искусства в 2009 году отметил свое десятилетие юбилейной экспозицией «Особняк – гимназия – клиника – музей». Метаморфоза пространства на редкость созвучна сути музея и отражает одну из основных задач художественных поисков отечественного актуального искусства – определение путей самоидентификации.
С позиций сегодняшнего дня трудно поверить, что еще 15 лет назад в нашей стране не было ни одного музея современного искусства. Во второй половине XX века, в период «оттепели», художники восстали против навязанной властью пластической системы. Не имея возможности высказаться на своем, а не на официальном языке соцреализма, они рисовали подпольно, выставки устраивали негласно на квартирах, их работы приобретали в основном иностранцы. По образному выражению Галины Маневич, «возникла странная художественная жизнь, своей самодостаточностью и полнотой напоминающая средневековое натуральное хозяйство». Государство упорно делало вид, что актуального искусства в СССР не существует. Прошло время, и выяснилось, что колоссальный пласт отечественного изобразительного искусства оказался исключенным из контекста естественной канвы его истории.
С изменением политической ситуации в стране в 1980-х годах стало возможным наконец открыто говорить о необходимости создания музея современного искусства. Однако инерцию власти в этом вопросе переломить оказалось непросто. Ведь любая выставка, а тем более музей современного искусства, это диалог со зрителем не только на тему эстетики и красоты, но и социальных, политических, бытовых проблем. «Наверху» же диалога по-прежнему не желали.
Даже в 1990-е годы, когда казалось, что ситуация для создания музея современного искусства в России более чем благоприятна, сдвинуть дело с мертвой точки не удавалось. Тогда причины были уже иные: на смену идеологическим барьерам пришли экономические, страна находилась в тяжелейшем кризисе. Да и коллекции произведений современного искусства у государства не имелось, частные только начинали формироваться. И все же дело решилось. Инициативу создания столь важного и необходимого музея проявил Зураб Церетели, известный своей решимостью доводить начатое до конца. «Проработав длительное время за рубежом, я видел собрания многих музеев современного искусства в Европе и Америке, – рассказывает мастер. – Когда вернулся в Москву в самом начале 1990-х, то узнал, что у нас музея современного искусства до сих пор нет… Но такого не должно было быть, я стал искать возможности создания музея».
Заручившись поддержкой правительства Москвы и департамента культуры столицы, известный художник и деятель культуры, меценат в 1994 году приобрел под будущий музей особняк на Петровке и отремонтировал его, личную коллекцию работ известных российских художников ХХ столетия передал городу, она и стала основой будущего музейного собрания. Коллекция З.К. Церетели насчитывала свыше 2000 произведений художников в основном первой четверти прошлого века, многие из них были приобретены в Грузии. «После трагических событий 1917 года, – говорит Зураб Константинович, – Грузия не сразу закрыла свои границы, и многие беженцы из страны, будущие эмигранты, съезжались в портовые города в ожидании возможности уехать. Среди них были и художники, как, например, Шагал, который мне лично рассказывал о своем отъезде. В ожидании теплохода художники продавали свои картины – надо было как-то перебиваться. По этой причине еще долгое время в Грузии можно было спокойно приобрести работы русских авангардистов, которыми сегодня восхищается весь мир. Так постепенно складывалась моя коллекция, изредка пополнялась шедеврами, выкупленными на зарубежных аукционах. В дальнейшем ее наличие оказалось важнейшим фактором при решении вопроса о создании музея современного искусства…»
Зураб Церетели стал основателем и первым директором нового музея, его коллекция – основой музейного собрания. Это первый в России государственный музей, специализирующийся исключительно на искусстве XX, а теперь и XXI веков, его официальное открытие состоялось 15 декабря 1999 года.
Вряд ли успешный уральский заводчик Михаил Павлович Губин мог предвидеть судьбу своего красивейшего особняка, приобретшего нынешний вид после перестройки более раннего здания зодчим М.Ф. Казаковым. Заказ архитектору поступил от «московского именитого гражданина»; перестроенный особняк вошел в число лучших образцов московского классицизма. Он представлял собой типичный городской особняк XVIII века с главным домом и двумя флигелями (сохранился один). В 1812 году дом горел, но десять лет спустя был полностью отстроен. Уже с конца 1830-х годов потомки Губина начали сдавать дом в аренду разным учреждениям. В 1871–1904 годах здесь размещалась Первая частная московская мужская гимназия Ф.И. Креймана, известная своими новшествами, в ней учились поэт-символист Валерий Брюсов, искусствовед Владимир Станюкович, композитор Сергей Василенко, филолог Алексей Шахматов, меценаты братья Бахрушины. После революции арендатор и владелец особняка изменились: в 1920 году советское государство определило здание бывшей гимназии под Институт физиотерапии и ортопедии, и с тех пор до момента, когда особняк был передан в музейное назначение, здесь располагалось медицинское учреждение.
Казаков, работая над своим шедевром, украсил здание традиционными для эпохи классицизма элементами – рельефными панно снаружи и росписями внутри. Однако за годы дом у арендаторов обветшал, требовалась капитальная реставрация. Ныне, как и прежде, фасад здания украшают лепные рельефы. Сюжеты аллегорических композиций типичны для своего времени и ведут перекличку с героями античности. По сохранившимся фрагментам восстановлены росписи стен и потолков. Росписи содержат характерные элементы эпохи позднего классицизма – русского ампира, их составляют цветочные гирлянды, военные трофеи, атрибуты искусств, сегодня, как и прежде, ими можно свободно любоваться. Возрожденные элементы интерьера, такие как парадная мраморная лестница, ниши, расписанные в стиле гризайль, керамические печи, доносят до нас атмосферу безвозвратно ушедшей московской старины. Идея приспособить особняк для музея современного искусства была неслучайной. В сочетании старых и новых форм, сопряжении классики и современности рождается интеллектуальная и эстетическая игра, позволяющая и художнику, и зрителю самоопределиться в синтетическом пространстве культуры. Опыт экспозиции произведений современного искусства в архитектурном пространстве предшествующих эпох был уже хорошо известен в Европе, но в России в 1990-е такая практика применялась впервые.
Современное искусство – это форма размышления об окружающем нас мире, но не только. Еще важнее возможность привнести что-то новое в его развитие. Сочетание старины и сегодняшнего дня в стенах Московского музея современного искусства рождает ощущение непрерывающейся традиции, метаморфоз пространств и состояний.
ДИ №6/2014