Понимание необходимости устроить в Москве музей современного искусства было еще у Павла Третьякова.
Футуристы, мечтавшие в своих утопиях, при том, что призывали музеи сжигать начали собственное коллекционирование, предлагали свои проекты. Известен опыт 1918 года создания Музея живописной культуры, которым вдохновлялся Василий Кандинский. Еще раньше Сергей Щербатов, меценат, друг художников «Бубнового валета», хотел в своем особняке на Новинском бульваре открыть музей нового искусства. В 1919 году на основе национализированного собрания авангарда И.С. Исаджанова был создан Пролетарский музей им. Луначарского, который существовал до 1928 года. Третьяковка также до конца 1920-х годов экспонировала в своих стенах картины мастеров современных течений. Очевидно, современное искусство не чуралось идеи попасть в музей. Долгие годы об авангардных замыслах говорить не приходилось, но как только слегка «потеплело», старые думы сами собой вернулись, тем более что с каждым годом андеграундная культура укрепляла свои позиции, множились квартирные выставки, появлялись первые галереи и коллекционеры. Нужна была воля, чтобы многие чаяния стали реальностью. С присущей ему энергией Зураб Константинович Церетели решил воплотить то, о чем мечталось. Чтобы поддержать начинание, были привлечены картины мастеров начала века из ряда провинциальных музеев. Основную экспозицию дополняли выставки. В дальнейшем коллекция пополнялась, и настал момент, когда стало можно издать посвященный ей альбом. Конечно, трудно было сгруппировать разный материал, но многое удалось сделать. Елена Зурабовна Церетели курировала это издание – «ХХ век в зеркале Московского музея современного искусства». Я тогда работал в музее на разных должностях и был автором концепции выставок и текстов изданий, содействовал становлению школы «Свободные мастерские».
В Москве помимо желания видеть музей современного искусства имелась еще потребность в педагогической структуре, которая занималась бы воспитанием молодых мастеров нового искусства. Так, по инициативе профессора Московского университета Веры Дмитриевны Дажиной и моем содействии в 1992 году школа была создана как частная коммерческая структура. Из ее стен вышло много замечательных людей, среди педагогов были Александр Пономарев, Владимир Опара, Борис Михайлов, Владимир Наседкин, Владимир Куприянов, Вячеслав Колейчук, Ксения Богемская, Андрей Бартенев, Дарья Камышникова многие другие. Однако, когда возникли финансовые трудности, и несмотря на то что московские художники дарили свои работы для поддержки школы, нужно было принципиально решить вопрос. Тогда я пошел к Зурабу Константиновичу с предложением взять школу в музей, ведь подобные школы существуют при многих музеях современного искусства. Он согласился. С тех пор началась новая жизнь школы, с которой я активно сотрудничал до 2005 года, а в последующее время работал консультантом.
С тех пор музей возмужал, активизировался. С приходом Василия Церетели в качестве исполнительного директора появился его новый образ – тот, который мы знаем сегодня.
ДИ №6/2014