×
Если бы я только знал!
Катерина Зайцева

«Если бы я только знал!.. Практическое пособие по современному искусству» (2010-2011, кураторы Катерина Зайцева, Екатерина Кузьмина)

Экспозиция «Если бы я только знал!..» была задумана как интерактивный образовательный проект, задача которого – привлечь в музей современного искусства не только взрослых, но и самых маленьких зрителей. Проект обращался к «азам» contemporary art – к объяснению его основных понятий, форм и техник, таких как фотография и видео, инсталляция и объект, перформанс и современная картина.

Уникальность проекта заключалась в том, что изучать язык современного искусства предлагалось не только на теоретическом уровне. Для практического закрепления полученных знаний приглашенными дизайнерами Алексеем Трегубовым и группой «Only Brothers» были оборудованы специальные залы-мастерские, чередовавшиеся с тематическими экспозиционными залами. В них зритель любого возраста и уровня подготовки мог представить себя современным художником, сам опробовать технологию создания произведения искусства, воспользовавшись находящимися тут же разнообразными материалами и мультимедийными возможностями и в конечном счете преодолеть свой страх непонимания.

Анна Арутюнян

ЭДЬЮТЕЙМЕНТ В МУЗЕЕ

Катерина Зайцева

Основу экспозиции составили произведения из коллекции, но были привлечены и работы из других собраний. Проект был призван предоставить возможность зрителю любого возраста и уровня подготовки получить опыт взаимодействия с произведениями contemporary art , преодолеть непонимание и страх перед неизвестным, принципиально «иным» искусством.

Современное искусство почти не поддается классификации, и надо было предложить простую и понятную зрителю логику. Мы решили встать на место неподготовленного в области современного искусства зрителя, посетителя «классического» музея, и определить непонятные слова из лексикона современного искусства: перформанс, инсталляция, объект, видеоарт, медиа-арт так, чтобы они перестали быть «химерами» неведомого словаря и обрели «плоть и кровь» в экспонатах из коллекции музея.

В качестве оформителей выставки выступили театральные художники-сценографы из группы «Only brothers» (мастерская Дмитрия Крымова) и Алексея Трегубова (театр «Школа современной пьесы»). Мы руководствовались принципом «технологии», понятой как новые практики, формы и материальные средства, которые используют современные художники в своих произведениях.

Выставка предлагала зрителю для начала прикоснуться к материальной стороне современного искусства, как традиционным материалам, так и новым технологиям – цифровому фото, видео, мультимедиа. Возможность не только посмотреть, но и «попробовать» современное искусство, смоделировать процесс его воплощения помогал преодолеть предвзятое отношение к нему и давал возможность им увлечься.

Помимо залов «технологических» фотографии, видеоарта, медиа-арта, перформанса, инсталляции и объекта, мы включили в выставку еще и «тематические» залы: «Черный квадрат» и «Традиция», посвященные самому известному произведению Казимира Малевича и известным шедеврам прошлого: Венере Милосской, Моне Лизе и хрестоматийным произведениям модернизма: табурету Дюшана и цветовым абстракциям Ротко.

То, что в залах-мастерских возобладал игровой момент, большая заслуга наших оформителей. Важное свойство игры в том, что она разрушает пафос повышенной сложности, которым часто окружает себя современное искусство за счет новой терминологии. Наш опыт показал, что для понимания современного искусства игровое начало не менее важно, чем концептуальная структура «образа». Мне кажется, большая наша удача в том, что через игру удалось сократить дистанцию между зрителями и непростыми для восприятия экспонатами. Неформальность обстановки, свобода действий, предоставленная в некоторых залах выставки, породила и свои сложности, в частности такую, как сокращение дистанции между зрителем и экспонатами.

Этот проект, как свидетельствовали многие посетители, – редкий пример интерактивной музейной выставки.

У проекта был свой сайт, где размещались работы, а также фотографии зрителей, сделанные в залах-мастерских, и отзывы, которые каждый желающий мог оставить прямо на выставке в виртуальной книге. Количество работ оказалось огромным, и сотрудники музея не успевали публиковать их своевременно. Как кураторы мы получили важный опыт работы над проектом с «открытыми границами», предполагающим такую активность зрителя, которая в какой-то момент может значительно превысить возможности музея.«Если бы я только знал!..» – фраза, выбранная в качестве названия экспозиции, рассматривалась нами как возможная реплика удивленного зрителя, вдруг открывающего для себя увлекательный мир современного искусства. Теперь, после закрытия экспозиции, эта реплика актуальна уже как кураторский возглас. В нем удивление музейным и зрительским потенциалом, который обнаружила выставка.

ДИ №1–2011

 

17 декабря 2014
Поделиться: