В центре четвертой экспозиции, реализованной в сотрудничестве с известным петербургским куратором Дмитрием Озерковым, оказался разговор об искусстве. Он понимался как всеобъемлющий и всесторонне открытый комментарий, который беспрестанно порождают искусствоведы и зрители, критики и сами художники.
|
Название и точку отсчета проекту дала тавтологически закрученная строчка из стихотворения Иосифа Бродского, отражающая присущую искусству саморефлексию. Совершая интеллектуальное путешествие по двадцати пяти тематическим разделам экспозиции, демонстрирующим несхожую, подчас взаимоисключающую логику общения с искусством, зритель получал возможность «пережить» все разнообразие философских идей и эстетических стратегий, которые питают художественную жизнь последнего столетия. Выходя на метауровень, этот проект не только осмыслял множество потенциальных экспозиционных моделей, но и вопрошал о сущности искусства как такового.
Анна Арутюнян
Как справедливо замечают критики калейдоскопической природы сегодняшних музеев, их репутацию формируют не все новые и новые выставки, а в первую очередь собственная коллекция, которая требует того, чтобы время от времени ее показывали. Требование постоянной новизны вынуждает музей работать с собранием так же, как большая компания работает с продуктом, которому необходим постоянный ребрендинг: его нужно включать во все новые повествования. Московский музей современного искусства неизбежно столкнулся с подобной ситуацией. В московском контексте он столкнулся с ней практически в одиночестве, так как другие крупные музеи Москвы не бегут за новизной и показывают собственную коллекцию круглогодично, и она привычно называется постоянной. Вполне логично, что такое традиционное экспонирование не требует приглашенных кураторов, достаточно смотрителей, экскурсоводов и сотрудников, следящих за тем, чтобы коллекция была в надлежащем состоянии. Подобная консервативная позиция может быть сформулирована так: охранять, что есть, и ничего не прибавлять. Руководство музея в этом смысле пытается привести музей в соответствие с мировыми стандартами. Любой показ коллекции становится невозможен без некоего метавысказывания.
Экспозиция состоит из 25 тематических разделов, которые «отмечают несхожие, подчас взаимоисключающие пути интерпретации и комментирования». Основная проблема заложена в основе такого подхода. Достаточно взглянуть на множество выставок, чтобы понять: у каждой из них есть тема, но тот же взгляд без особого труда заметит, что не каждая выставка может быть названа тематической. Дело не в каких-то тонких дистинкциях, а в простом и наглядном разграничении: одно дело оттолкнуться от заявленной темы и выстроить нечто неожиданное, другое — проиллюстрировать тему. Есть закономерность восприятия: всякое точное, буквальное попадание в тему записывается в разряд банальностей.
…Московский музей современного искусства обладает богатейшей коллекцией, и крайне важно, что примерно раз в год музей не просто показывает свое собрание, но и пытается обрамлять его оригинальным кураторским высказыванием. То, что это высказывание не всегда оказывается успешным, не имеет отношения к сути дела, главное, что подобная форма демонстрации коллекции, особенно на фоне засилия постоянных собраний, постепенно приживается в местных условиях.
ДИ № 1–2012