×
Сны для тех, кто бодрствует
Виктория Хан-Магомедова

Пятая тематическая экспозиция коллекции MMOMA – междисциплинарный проект, который исследовал закономерности восприятия отечественного современного искусства сквозь призму оппозиции «истинного» и «фантомного» образов. 

Точкой отсчета стал архетипический конфликт между положительным представлением об образе как прозрачном «окне в мир» и противоположным отношением к визуальным подобиям как опасным плодам фантазии. В четырнадцати разделах были затронуты актуальные проблемы репрезентации и памяти, соотношения образа и текста, фетишизации художественного продукта, институциональной критики. Впервые в подобную экспозицию были включены «нехудожественные» экспонаты, ставшие ее важным дополнением: оптические приспособления, научные изображения и артефакты из собраний естественнонаучных музеев, архивов и библиотек. Служившие своего рода эталонами достоверности, они давали зрителю возможность соотнести работы современных художников с более широким контекстом визуальной культуры.

Анна Арутюнян

ЭКСПЕРИМЕНТ С ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИЕЙ

Виктория Хан-Магомедова

Название проекта «Сны для тех, кто бодрствует» – цитата из платоновского «Софиста» – который, по мнению кураторов, является «иконографической метафорой художественного творчества», а также «метафорой оптической».

Концепция кураторов основывалась на диалоге «Софиста» Платона, которые согласно софистам интерпретировали понятия «бытие» и «мышление» как суть одного и того же. Как отличить подлинное бытие от неподлинного мышления? Помимо сопоставлений, требующих двусмысленной интерпретации произведений, демонстрируются оптические приспособления, географические атласы, реконструкция камеры-обскуры, музыкальные партитуры, документы, экспонаты, связанные с научными изысканиями из московских музеев, библиотек.

Каждый зал, как тематический раздел, оказывается визуальной материализацией темы с помощью неожиданных сопоставлений произведений с предметами, не связанными с искусством. В разделе «Образ мыслей» падающий небоскреб (2007) Павла Пепперштейна; «Футляр ощущений» (1980) Игоря Макаревича; «Песни дикой касатки» (2010) Татьяны Ахметгалиевой соотнесены с партитурой «Прометея» Скрябина, и это рождает странное ощущение вибрирующей связи времен.

В зале «Стадия тени» представлены «Петроглифы» (2010) Марины Беловой и Алексея Политова. Благодаря подсветке трафареты, имитирующие древние петроглифы, отбрасывают на стены причудливые тени и переносят в далекую эпоху праздника плодородия. Это позволяет поразмышлять о законах восприятия, которые действуют в настоящее время. В разделе «Магия фетиша» царит Илья Кабаков: его альбом, его портреты, а также посвященные ему работы. Но, как и в других залах, очевидное наполняется иными смыслами благодаря вкраплению научных экспонатов. Раздел «Парадокс изображений», один из самых противоречивых, возможно, является попыткой расширения горизонта восприятия зрителя, инициирован желанием раскодировать сложные трансформации в современном искусстве. И вовсе не кажется странным сочетание диптиха «Предназначение» (2007) Айдан Салаховой с эскизами библейских иллюстраций (1890) Клавдия Лебедева и работами АЕС, Сергея Шутова и фото американских астронавтов на Луне.

Раздел «Идеологические фантазии» хорошо подходит для экспериментирования. Каждый экспонат самодостаточен, но в то же время помогает обнаружить новые нюансы в интерпретации других работ, открывает новые векторы размышлений над темой, не снижая значения каждого произведения — вышитых кусочков ткани в работе «Моя Родина. Очертания РФ» (2012) Дмитрия Цветкова; фото «Значок ГТО» (1930) Родченко, работ Алексея Беляева-Гинтовта, фотографической серии Георгия Кизевальтера «Проект новой агиографии» (2011) и географической карты азиатской части России (1914).

Завершает экспозицию видео группы «Куда бегут собаки». Падающие сверху картофелины с «глазками» напоминают, что существует множество точек зрения на современное искусство.

Проект «Сны для тех, кто бодрствует» можно рассматривать и как экспериментальную платформу для повышения интереса к современному искусству. Он дает возможность размышлять об открытости современного искусства, о том, что его можно интерпретировать различными способами.

ДИ № 6–2013

17 декабря 2014
Поделиться: