Проект Юрия Альберта и Екатерины Деготь «Что этим хотел сказать художник?», показанный в ММОМА на Гоголевском, 10 с 22 ноября 2013 по 12 января 2014, получил премию «Инновация» 2013 в номинации «Кураторский проект года».
|
ДИ. Люди, которые приходили в первые дни на твою ретроспективную выставку, вместо работ видели на стенах текст Екатерины Деготь, слегка разбавленный комментариями других персонажей художественной сцены по поводу отсутствующих произведений. Однако в ходе работы выставки произведения должны постепенно заполнять пространство, заслоняя тексты. Чья это идея так представлять твое творчество?
ЮРИЙ АЛЬБЕРТ. Выставка как произведение – наш совместный с Катей проект.
ДИ. Как следует из текста, украшающего одну из стен, проект состоит в том, что зритель неоднократно приходит в музей. В первое посещение он читает и представляет произведения, в следующие — смотрит работы, перекрывшие пояснительные тексты, и рефлексирует самостоятельно. То есть зритель как бы учится понимать современное искусство. Насколько я знаю, люди, знакомые с твоим творчеством, идею оценили. Но вы правда полагаете, что обычный зритель будет несколько раз приходить и следить, что же там новенького появилось?
ЮРИЙ АЛЬБЕРТ. Во-первых, «обычный зритель» – это абстракция. Такая же, как «трудящиеся» или «народ». Во-вторых, идея, что выставка должна быть понятна для всех случайно забредших в музей, довольно сомнительна. В-третьих, выставка тем не менее работает для всех зашедших в музей, только по-разному. Кто-то, как мне рассказывали, возмущался и требовал вернуть деньги. Кто-то заинтересовался и придет в другой раз. Я видел, как там ходили какие-то девушки, хихикали и читали тексты. Но все, и особенно те, кто возмутился, запомнят, что была такая выставка, и о чем-то задумаются. И в этом смысле выставка работает для всех. А почему ты считаешь, что цель выставки – все понять? Все понять невозможно. Скорее задуматься о том, чего ты не увидел и почему художник и куратор так поступили. А если мы приходим на выставку Рембрандта, мы что, все понимаем? Еще меньше понимаем.
ДИ. А еще на старте создается ощущение, что куратор подминает художника.
ЮРИЙ АЛЬБЕРТ. Выставка начинается как кураторская и даже в какой-то степени как выставка Кати Деготь. Недаром мы не написали: выставка Юрия Альберта под кураторством Екатерины Деготь, а именно Юрий Альберт/Екатерина Деготь. А заканчивается как выставка Юрия Альберта. Последнее время модно говорить, что кураторы используют художников в своих гнусных целях. Мы выложили на всеобщее обозрение проблему взаимоотношений куратора и художника – вот, пожалуйста, это лежит на поверхности. Куратор использует художника, художник использует куратора, это и называется сотрудничество. Демократичность же не в том, чтобы ответы на все вопросы предъявить в разжеванном виде так называемому простому зрителю, а в том, чтобы предъявить ему именно эти вопросы, чтобы он мог принять участие в их решении. Или не принимать, если ему это неинтересно.
ДИ. Но мне здесь интереснее то, что в итоге художник заслоняет куратора. И когда все это многословие будет занавешено работами, останется только произведение и зритель – тет-а-тет.
ЮРИЙ АЛЬБЕРТ. Да, но мои работы тоже сомнительны в качестве «произведений» и, кстати, тоже довольно многословны. И мы это подчеркиваем. У нас нет никакой победы кого-то над кем-то. Обычно считается, что есть произведение, которое после его демонстрации интерпретирует критик. Мы перевернули ситуацию. Сначала интерпретация, потом произведение. Хотя этот ход служит поводом для дальнейших интерпретаций.
ДИ. В рамках проекта в музее проходят круглые столы, на которых твое творчество рассматривается с искусствоведческой точки зрения, философской и общественно-политической. Прокомментируй общественно-политическую роль искусства.
ЮРИЙ АЛЬБЕРТ. Я бы не преувеличивал его роль. Современное искусство, начавшееся в середине девятнадцатого века и продолжающееся до сих пор, соприродно демократическому, рыночному конкурентному устройству общества. Что мы видим в искусстве, начиная с Курбе? Борьбу, диалог и взаимовлияние различных моделей искусства. Импрессионисты говорят одно, кубисты – другое, салонные художники – третье, и все это предлагается зрителю, потребителю. Это и есть отражение демократического устройства общества, когда у каждой группы населения есть своя модель и свои интересы, а их взаимодействие и есть политика. Важно, что всегда есть выбор между направлениями, течениями, художниками и т. д. Между современным искусством и конкурентно-демократическим обществом существует прямая связь.
ДИ № 1–2014