Выставка работ одной из самых известных британских художниц Сэм Тейлор-Вуд состоялась весной 2006 года в Ермолаевском.
|
То, что было показано сначала в Петербурге, а потом в Москве, практически полная ретроспектива работ Тейлор-Вуд за последние три года – апелляции к классике (видео: «Струны / Strings», 2003; «Вознесение/ Ascension», 2003; «Натюрморт/ Still Life», 2001), а также работа с масскультурой – голливудскими актерами (серия фото «Плачущие / Crying Men», 2002) и с собственным телом («Автопортреты в свободном парении /Self-Portraits Suspended», 2004).
Все, что делает Тейлор-Вуд, вызывает неизменный интерес у публики. В какой-то степени подобная реакция объ-ясняется тем, что Сэм Тейлор-Вуд – одна из легендарного поколения художников YBA, уже давно приобретших статус поп-звезд.
YBA – название весьма и весьма условное, поскольку творчество молодых британских художников 1990-х основано не столько на стилистическом или концептуальном единстве, сколько на совпадении во временном промежутке начала карьеры. Их объединил дух протеста и вызова, что прежде всего нашло свое формальное выражение в некой сенсационности и явном или подспудном желании шокировать. И хотя Сэм Тейлор-Вуд сейчас работает более утонченно, в начале карьеры и она не обошлась без эпатажа.
Как справедливо заметил Камю, «у нас нет опыта смерти». Когда же мы получаем этот опыт, уже не можем поведать о нем миру. Но бывает так, что человек очень близко подходит к этой последней черте. И хотя точка не была поставлена – смерть, к счастью, на время отступила, он уже не может продолжать жить так, словно «ничего не знает» – не знает, что смертен. Если же этот человек художник, то с большой долей уверенности можно говорить, что отныне его творчество будет поделено на два периода – «до» и «после» со всей очевидностью открывшегося знания. Так случилось и с Сэм Тейлор-Вуд. На рубеже 2000 года за известными событиями в жизни (она дважды за короткий период подверглась испытанию, которого так или иначе страшится каждый из нас – рак, и вышла победителем) последовали изменения в творчестве – к «боли и страданию», и раньше присутствовавшим в ее работах, добавилось «ощущение смертности – очень острое понимание того, что это означает» (из интервью художницы).
От Тейлор-Вуд каждый раз ждут чего-то нового, и она оправдывает ожидания. Хотя и в пределах стандартного формата contemporary art. Чему, впрочем, едва ли стоит удивляться, поскольку художница, по общему признанию, всегда была «самой вменяемой представительницей нового поколения британского современного искусства». Что, возможно, обеспечивало и продолжает обеспечивать широкую популярность и лояльное отношение критики. У нее действительно все в наличии и всего в меру (как в добротно сделанном голливудском фильме) – в меру чувств и эмоций, в меру философии, при этом эффектно и современно в части технического воплощения.
ДИ № 4–2005