×
Выставка-словарь

В октябре 2015 года в галерее ISS MAG (пространство бывшего завода НИИДАР) прошла выставка «И – Искусство. Ф – Феминизм. Актуальный словарь». В рабочую группу выставки вошло три художницы: куратор — Ильмира Болотян, организаторы и инициаторы Микаэла и Марина Винник.  Проекту оказал поддержку Фонд Розы Люксембург в Москве.

Концепцию «словаря» актуальных феминистских стратегий в искусстве сформулировала Ильмира Болотян. Идея оказалась успешной, так как предлагала очень широкие возможности для участия и снимала негативную стигму, которая до сих пор тянется за словами «фемнизм» и «фемнистка». Открытый open call и большое количество поступивших заявок (более 100) позволили превратить «Актуальный словарь» в кураторское исследование и проанализировать, как участницы и участники представляют себе критический арт-проект и наполнение феминистского «словаря». Задействованные организаторами художественные практики позволили сформировать выставку как социально-ответственный проект.

Выставка-«словарь» состояла из двух пластов. Первый — работы художниц и художников, второй — феминистский «словарь». Художники выбирали понятие, которое представляло бы их проект в «словаре» и писали к этому понятию поясняющую «словарную статью». Каждая работа становилась художественным выражением феминистского понятия, закрепленного в «словаре». А сопроводительная словарная статья определяла и формулировала критический потенциал данной работы.

Так, Татьяна Доспехова и Оксана Васякина сделали перформанс «Связь», посвященный завершению значимых и длительных отношений (например, отношения с умершим отцом). В ходе перформанса художницы рвали одежду, предметы и вязали из этих полос объекты, одновременно проговаривая свои чувства и вспоминая об ушедшем человеке. Для словаря художницы выбрали понятие «Эмоциональная работа», которое определили как «Деятельность индивида, направленная на поддержание контакта с другим индивидом. В традиционном обществе женщине по умолчанию отдана роль следящей за эмоциональным климатом в отношениях... Стереотипное представление о том, что женщина должна быть эмоционально включенной и поддерживающей отношения, заставляет соответствовать ему порой в ущерб интересам женщин... Эмоциональная включенность – это то, что есть по умолчанию, это то, что не названо, не принято называть в обществе, это то, что обесценивают, именно поэтому мы актуализируем это словосочетание в феминистском словаре». В «словарь» также вошли «гендер», «женский труд», «мужская социализация», «адаптация», «романтика», «эйджизм», «обнаженность», «модель», «власть» и т.д.

В проекте не ставилось никаких ограничений для художников, кроме года создания работы (2014 – 2015), так на выставке появились работы опытной лондонской художницы Ланы Локк, активистской группы из Самары и Тольятти и перформативного дуэта «Креольское радио» из Алматы. На одной площадке встретились художницы и художники с очень разным опытом, объединенные только практикой сознательного использования феминистских стратегий в разных медиумах. С трехканальным видео «Реквием по романтической любви» Анастасии Вепревой в экспозиции соседствовала живопись Литы Поляковой, анимация Алены Терешко, фото-исследования Камиллы Брызгаловой и Тани Сушенковой, треш-коллаж Ани Ротаенко, активистские листовки Полины Дробиной, коллажи Ани Ивановой, классическая графика Елены Полященко, а также саунд-арт «Телесность» Ольги Козманидзе. Тенденция к размыванию жанров и за счет этого, разрушение иерархии между ними осваивается художницами с 1970-х. Прекрасными примерами этой стратегии стали минималистская скульптура «Голос» Марины Андросович, сделанная средствами ленд-арта, и работа Ольги Осиповой «Пэтчворк», лоскутное одеяло, сшитое из собственной живописи.

Безусловно, сформированный в ходе проекта «словарь» не полон, и он изначально не претендовал на завершенность: в экспозицию вошло 39 проектов. В каталог выставки добавлены работы, которые не вместила экспозиция, в общей сложности 49 словарных понятий и статей. Тем не менее какие-то темы так и остались незатронутыми. «Словарь»-выставку можно рассматривать скорее как идею исследования, попытку начать осмысление современных феминистских языков и практик в русскоязычных странах.

Целью данного социально-критического проекта было также изменение устоявшейся иерархии. Любой осознанный феминистский проект стремится быть инклюзивным — а это значит, создавать возможности для тех, кому общество систематически в них отказывает. Для «Актуального словаря» мы осознанно отдавали приоритет художницам из регионов и стран бывшего СНГ, оплатили художникам билеты и постарались обеспечить максимально комфортные условия для общения, учли потребности иногородних художниц с детьми.

Любая феминистская выставка — результат работы сообщества. Эта работа является ответом на конкретную общественную потребность. В данном случае — на потребность женщин, художниц, и общества в целом осознать, как формируется гендерная власть и как она влияет на нас; что в нашей повседневной жизни и в художественной практике определяет приписанный нам с детства социальный пол и нужен ли нам в принципе социальный пол? Не случайно треть работ на выставке «И-Искусство. Ф-Феминизм» — об опыте материнства в обществе, которое не хочет признавать родительство производительным трудом и при этом выдвигает к матерям жесткие требования.

В проекте «Актуальный словарь» общий концептуальный вклад очевиден: все участники написали для проекта собственную «словарную статью», но после отбора заявок «словарные статьи» дорабатывались и уточнялись. Это большая работа по выработке всеми участниками собственных позиций и собственного языка в отношении феминистской проблематики. Так, Ксения Сонная собрала подборку исследований труда женщин-мигранток для своего проекта «Здравствуй, сестра».

Случалось, художницы уходили из проекта: процесс нахождения общего языка для феминистского «словаря» не был простым или однозначным. Мы столкнулись, например, с тем, что художники и активисты привыкли к разным семантическим системам — и в художественном языке, и в языке разговорном, а использовать и понимать «чужой» код оказалось не просто. Однако то, что все художники взяли на себя труд и ответственность провести, фактически, теоретический метаанализ своей художественной работы, говорит о большой заинтересованности.

Принцип общей концептуальной работы можно увидеть во многих феминистских проектах, организованных молодыми художницами и кураторами — в «Мастерских им. Люси Липпард» (Санкт-Петербург), «Феминистская (арт) критика» (Минск). Любая феминистская выставка - от «Феминистского карандаша»-2 до фестиваля FemFrontir в Нижнем Новгороде превращается в образовательную площадку и для участников, и для зрителей. В образовательную программу «Актуального словаря» вошли лекции по гендерной теории Ирины Кулик, Лизы Морозовой и Оксаны Саркисян, Натальи Малышевой, Мари Давтян и Беллы Рапопорт по практике противостояния сексизму.

Важно было создать не только художественное событие, но и сформировать выставку как коммуникативный узел, предлагающий новые модели отношений. Практики, которые в данный момент являются «нормой» или «заботой» исключительно феминистских проектов, в перспективе должны стать естественными для художественной среды. Ведь, перефразируя Андреа Дворкин, «феминистские выставки — это выставки, которые надеются, что через какое-то время они станут не нужны».

17 марта 2016
Поделиться: