История Музея наивного искусства.
|
Музей наивного искусства — единственный не только в Москве, но и в России. Его коллекция — это произведения самобытных художников, не вовлеченных в профессиональный художественный процесс. В своих исследованиях М.В. Алпатов отмечал, что «картина неученого художника хороша не потому, что он не учился, а потому, что он одарен и свое дарование сумел проявить в творчестве».
Музей открылся в Москве в 1998 году, но собирание коллекции началось до обретения официального статуса в 1993- м. В то время это был музейно-выставочный центр «Истоки» Восточного административного округа Москвы.
На сегодняшний день фонды музея (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) насчитывают полторы тысячи единиц хранения и постоянно пополняются за счет закупок и даров. Это произведения самобытных художников и народных мастеров, созданные в 1970–1990-е годы.
Музей приобрел несколько коллекций у известных собирателей наивного искусства: деревянную скульптуру народных мастеров В. Зазнобина, М. Королева, С. Дормидонтова (владелец фотожурналистка Ирина Стин); произведения эстонских, армянских, грузинских, украинских народных живописцев, представителей разных культурных традиций СССР (владелец исследовательница наивного искусства Наталья Шкаровская); собрание картин ушедших из жизни известных художников наивной живописи — Павла Леонова (Ивановская область), Василия Шевченко (Липецк), Ольги Локтионовой (Курская область) и других (владелец Вадим Помещиков, искусствовед, член Комиссии по народному искусству Союза художников России, научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно»).
Каждый месяц музей организует выставки, персональные, групповые или тематические из фондов музея, а также из собраний областных музеев и домов народного творчества, из частных коллекций и мастерских художников. Музей проводит выставки и в других городах: Вологде, Пскове, Ульяновске, Липецке, Кургане, Коврове, Обнинске, Самаре, Саратове и, конечно, в ближнем и дальнем зарубежье, например, в Витебске на фестивале «Славянский базар», в Каннах (Франция), Гамбурге, Штутгарте (Германия), Гданьске (Польша), на международных фестивалях «INSITA» в Братиславе (Словакия) и Сербии. Музей выступает и как организатор международных проектов, таких как триеннале «Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров».
Выставки музея демонстрируют панораму развития наивного искусства и творчества аутсайдеров в России, ближнем и дальнем зарубежье, активизируют творческую и научно-исследовательскую работу, содействуют общению в этой области искусства.
Автор триеннале — основатель Музея наивного искусства и его первый директор до середины 2012 года Владимир Ильич Грозин. Он считает, что «о наивном искусстве долгое время доминировало мнение как о некоем второсортном явлении. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида».
Одновременно с организацией выставочных проектов музей занимается научной и издательской деятельностью. Это направление работы очень важно для наших художников и для истории развития наивного искусства.
На рубеже ХХ и ХХI веков произошло обновление поколений и идей. К сожалению, ушли из жизни многие известные талантливые художники наивной живописи: А.А. Белых (1948–2012), Т.Д. Еленок (1930– 2013), П.П. Леонов (1920–2011), В.И. Макаров (1933–2011), В.Т. Романенков (1953–2013).
Мы стремимся важные, интересные выставки сопровождать каталогом (персональным, групповым или тематическим) и таким образом сохранять для истории искусства память о современных художниках наивной живописи, фиксировать многообразие творческих взглядов и способов их выражения, анализировать роль наивного искусства в современном художественном процессе.
Практика показывает, что профессионалы, как правило, имеют поддержку в лице искусствоведов, друзей, почитателей творчества, коллекционеров, семьи, а художники наивной живописи, особенно живущие в глубинке, зачастую лишены понимающего окружения, культурной среды.
От многих художников доводилось слышать, что близкие считают их творчество бездельем и чудачеством, а если работы не продаются, то и рисовать не надо. Поэтому для художников наивного искусства участвовать в выставке, иметь каталог или альбом, изданный музеем, — особо важный факт признания его творчества.
Вот, например, что рассказывал Владимир Федорович Мелихов. Он живет в городе Зеленодольске в Татарстане, профессиональный военный, работал в оборонной промышленности, рисовать стал после выхода на пенсию, когда появилось свободное время. Жена не позволяла ему писать маслом в комнате: пахнет красками, поэтому ему выделили ванную комнату. Владимир Федорович клал на ванну большую доску, служившую ему мольбертом. Так и работал. Популяризации творчества таких художников, как Мелихов посредством каталогов, буклетов, публикации статей особенно значимы, так как миниатюрные площади музея не позволяют представить всех в постоянной экспозиции. Этой цели служили альбомы, изданные в разные годы: «Пушкинские образы в творчестве наивных художников», «И увидел я новое небо», «Приношение мастеру» — к 125-летию Марка Шагала; «Лидия Ивановна Суворова-Алферова 1901–1982), и «Василий Шевченко» — из серии «Классики наивного искусства», «Павел Леонов» — из серии «Юбилейные даты» и другие. Музей также издает каталоги, включающие работы из собрания. В серии «Новое имя в наивном искусстве» опубликован каталог «В гармонии с миром. Б.П. Павлов. Графика».
Имя художника Бориса Петровича Павлова (1888–1964) мало знакомо специалистам и тем более широкой публике. Он родился в Москве, в семье знаменитых художников. Его отец Петр Петрович Павлов, выходец из крестьян Олонец-кой губернии, был известным московским фотографом.
Исследователь Сергей Хачатуров писал о нем: «Вместе с братом, Ефимом Петровичем Павловым, Петр Петрович создал фотолетопись Москвы рубежа ХIХ–ХХ веков, запечатлел весь, как бы сейчас сказали, литературный артистический бомонд Российской империи: старый МХАТ, абрамцевский кружок, известных художников (среди которых сам Алексей Саврасов)». Алексей Кондратьевич Саврасов был родным дедушкой нашего художника по материнской линии. В доме Павловых сохранилась одна картина деда, его архив и семейные истории. Искусствовед Л.Д. Ртищева писала о жизни и творчестве Б. Павлова: «Он, Борис Павлов, видел, как в фотоателье его отца приходил И. Ле-витан и, встав на стул, с лупой изучал картину своего учителя А. Саврасова "Дубки"».
В юношеские годы начал рисовать, писать стихи и увлекся естественными науками. Впоследствии окончил Сельскохозяйственную академию, по сути, был ученым, естествоиспытателем, но работал агрономом, занимался пчеловодством. В начале 1930-х годов Борис Петрович уехал в Среднюю Азию. Работал в Кызыл-Орде, Алма-Ате, Пржевальске, переехал в Вологодскую область, затем на Алтай. Был научным сотрудником Государственного алтайского заповедника, переезжал в разные районы Горного Алтая. Л.Д. Ртищева отмечала: «Желание избежать репрессий также было не последним аргументом в этих метаниях по стране». Но на Алтае его арестовали. Б.П. Павлов — художник от природы, поэт и философ-космист. Он автор трактата «Целеустремленность жизни», близкого трудам великих «космистов» ХХ века — К. Циолковского, А. Чижевского, В. Вернадского. Архив Бориса Петровича (рисунки, стихи, рукописи, письма, фотографии) сохранил его сын, Олег Борисович Павлов, талантливый московский художник, педагог, автор новой техники письма — термофосфатной живописи. Сохранились лишь несколько дореволюционных работ Б. Павлова. Наш музей получил в дар от семьи художника около 100 рисунков 1940-х — начала 1960-х годов.
Искусствоведы отмечают у Б. Павлова врожденное чувство цвета, хорошо организованное пространство маленького листа бумаги. Он ощущал многоцветность первозданной природы, любил ее, был наделен чувством единства мира. Несмотря на пережитое в годы двух мировых войн, революции, репрессий, он сохранил эти редкие качества. Рисунки Павла наполнены радостью, естественностью, отличаются самобытным колористическим решением, хотя у художника не было хороших карандашей, красок, пастели и качественной бумаги.
Музей наивного искусства располагается в старинном особняке в стиле модерн. В декабре 2013 года состоялось открытие Арт-наив-парка (ART-NAÏVE- PARK), многофункциональной многожанровой площадки, расширившей выставочные и творческие возможности. На территории парка появился красочный двухэтажный павильон «Конка», стилизованный под вагон конной дороги ХIХ века, соединявший некогда Москву с дачным поселком Новогиреево. Конку «везут» стальные коники — ростовые фигуры. В нем художники осуществляют творческие программы. В парке есть «Арт-салон» — платформа-трансформер с передвижными скамьями, столами, мольбертами. Он предназначен для проведения мастер-классов, лектория, пленэров, перформанса, инсталляций. В настоящее время на пятнадцати стендах с ночной подсветкой представлена выставка постеров наива из Музея города Копривницы (Хорватия).
Работы хорватских художников наивной живописи (Иван Генералич, Иван Веченай, Мийо Ковачич, Иван Лацкович, Степан Иванц, Дражен Тетец, Иван Андрашич) национально самобытны, ярки по колориту и этим привлекают зрителей. АРТ-НАИВ-ПАРК выполнен в стиле конструктивизма, с использованием ярких цветов, что близко колориту работ художников наивной живописи.
ДИ №1/2014