×
Почему science art?

Дмитрий Волков: «Сайнс-арт – один из лучших, на мой взгляд, способов выразить дух и суть эпохи».

Как-то при встрече с Дмитрием Гутовым, художником и критиком искусства, мы заговорили о принципах коллекционирования. Дмитрий рассказал, как «правильно» следует собирать искусство, что можно, например, сконцентрироваться на одном или нескольких авторах. В этом случае следует искать наиболее яркие работы всех периодов творчества художников. Тогда коллекция становится осмысленной, систематичной, историчной. Можно пойти по другому пути: собирать коллекцию произведений одного жанра, например маринистов или импрессионистов. Или собирать произведения какого-то исторического периода. Все это способы проявить через авторские произведения свой целостный личностный мир. Прекрасные примеры такой творческой коллекционной работы – собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, Пьера Кристиана Броше.

Тогда, после разговора с Гутовым, я стал размышлять, как мне построить взаимодействие с художественными произведениями, какого рода мир интересно создать. Окончательного ответа на этот вопрос у меня еще нет. Искусство по-прежнему остается для меня частью досуга, а не основным делом. В качестве материала здесь могут быть использованы не только традиционные холст и краски, гипс или мрамор, но и совсем новые, современные. Скажем, результаты измерения магнитных волн или колебания на рынке криптовалюты, видеозаписи движения животных в лабиринте или проявления квантовой запутанности. Я бы сказал даже, что эти материалы сейчас используются все более широко, ведь приоритет науки и технологий – отличительные черты современности. Сайнс-арт – один из лучших, на мой взгляд, способов выразить дух и суть эпохи. Означает ли это, что такое искусство – только проявление сегодняшнего научного взлета и в искусстве это направление окажется преходящим?

Думаю, нет. Ведь материал только отчасти определяет произведение. В искусстве важно содержание. Художники-технологи и художники-ученые по-прежнему апеллируют к извечным смыслам и эстетическим ценностям. И значимость работы художников определяются эмоциональным воздействием на аудиторию. Сайнс-арт и технологическое искусство в этом не исключение. Однако для того чтобы получать это эмоциональное воздействие, аудитория должна быть достаточно компетентной, хотя бы отчасти понимать механику, или суть научной идеи, положенной в основу произведения. Иногда это становится поводом для критики: такое искусство подходит лишь для профессионалов, узкого экспертного сообщества. Оно понятно только гикам. Но понимание любого искусства требует подготовленного зрителя, и сайнс-арт только подтверждает это.

Понимание особенностей специфики необходимо зрителю и технологического искусства, но то же можно сказать и о других направлениях современного искусства, и даже о классическом и народном, где используют традиционные материалы. Смыслы современных объектов и произведений живописи могут проявляться только в рамках контекста. Потому получить удовольствие, которым могут одарить современные художники, не имея возможности провести параллели, уловить цитату, гиперссылку на работу другого художника, современника или предшественника, невозможно. Это, конечно, делает искусство более элитарным, если хотите, эзотерическим. Билет в музей еще не гарантирует общения с искусством. Нужны и иные, интеллектуальные и временные, затраты. Но они стоят того. Подтверждение этому мы получили, проведя поп-ап-выставку технологического искусства «Superconduction» («Сверхпроводимость») в Риге, первый проект экспозиции исключительно объектов сайнс-арт. И он был бы невозможен без энтузиазма и знаний куратора и признанного эксперта в этой области – Дарьи Пархоменко. Сотрудничество с ней научило многому, в том числе пониманию этого вида искусства.

Сверхпроводимость – характеристика некоторых материалов, при критической температуре способных пропускать электрический ток без сопротивления. Но еще сверхпроводимостью в образном смысле можно назвать ситуацию в современных коммуникационных технологиях, особенно социальных сетях. Мы приближаемся к какой-то точке, где существование будет немыслимо вне нахождения на связи. Как оценить стремительные изменения технологий коммуникаций и разрастание невидимой паутины информационных каналов? На этот вопрос мы постарались ответить совместно с художниками из США, России, Великобритании, Латвии, Словении, авторами инсталляций и технологических арт-объектов.

Один из представленных в экспозиции объектов – видеоинсталляция «20Гц» – 3D-визуализация и аудиорепрезентация колебаний электромагнитных волн. Завораживающая картина расходящихся волн и бурлящая, засасывающая внутрь себя воронка – результат обработки реальных данных с регистратора электромагнитного поля. Без специальных приборов эти колебания невозможно обнаружить, но мы их чувствуем, они оказывают влияние на наше психическое состояние. В этой работе художники попытались визуализировать эти ощутимые, но невидимые колебания. Ведь именно с частоты 20 Гц возможно восприятие звука человеческим ухом, колебания делаются доступны для нашей сенсорики.

Одна из инсталляция моей коллекции имеет любопытное и двусмысленное название «Silk» («Шелк»). Это также видео-и аудиорепрезентация не наблюдаемых непосредственно процессов. Но на этот раз не физических, а виртуальных явлений. Инсталляция представляет собой скорее автоматизированный музыкальный инструмент, который озвучивает майнинг биткоинов, международной криптовалюты. Каждое событие в виртуальной экономике – выпуск новой монеты или ее обмен – сопровождаются ударом медиатора по одной из десяти струн. Натяжение струн определяется курсом биткоина по отношению к основным валютам: доллару, фунту, евро и т.д. Его зловещее звучание схоже со звуками их глубоких шахт, где идет добыча руды. Звуки невидимой, но мощной экономики и есть среда для коммуникаций между продавцами и покупателями нового поколения. Тем, кто больше знаком с новейшей историей Интернета, название работы напомнит о печально знаменитой торговой площадке «Silk Road» для анонимной торговли преимущественно нелегальными товарами за биткоины.

На выставке «Сверхпроводимость» в узком лабиринте экспонировалась работа «Вооружен и опасен». Вопреки названию она не драматична, а, напротив, очень дружелюбна. Это кинетическая скульптура американского художника Немо Голда. Перед нами робот, который хмурит брови и, как индийский бог, медленно шевелит четырьмя руками. Хотя автор придал работе облик робота, в этом произведении нет футуристического пафоса. Она относится скорее к бытовой археологии. Скульптор создал арт-объект из спасенных им реди-мейд-частей: на массивных ногах робота некогда покоилась столешница, его уши служили клаксонами, а корпус, видимо, сделан из корпуса антикварных часов с маятником. Больше всего этот объект вызывает радость у детей, особенно мальчишек.

Одной из самых важных работ выставки, по моему мнению, стала интерактивная инсталляция латышских художников «Поговори со мной» Раса и Райтис Шмитс. Несколько лет назад художники разработали онлайн-интерфейс, позволяющий людям общаться с растениями. В выставке принимали участие два растения из двух офисов компании «SDVentures»: один цветок украшал московский офис, второй – рижский. Во время выставки рижане могли подбодрить растение в Москве, а москвичи – пожелать растению в Риге, чтобы оно росло сильным и крепким. Я планирую задействовать эту инсталляцию и в других офисах компании в разных странах мира. В чем может быть польза от подобного разговора с цветами?

Социальные сети и социальные технологии, которыми занимается компания «SDVentures», связывают людей в разных концах света и тем самым несут добро. Но есть и обратная сторона. Профили людей в соцсетях превратились в фотогалереи сверхгероев с невероятно раздутым эго: пропущенные через тысячу фильтров фотографии лучшей еды, довольных селфи и вечно солнечной погоды. Инсталляция с цветком – в какой-то степени противодействие этой тенденции, желания производить впечатление, чаще всего далекое от реальности. Я не представляю, чтобы люди, разговаривающие с растениями, пытались ввести их в заблуждение по поводу своей личности. Разговор с цветком очень искренен. Возможно, это монолог подлинного «Я». Авторы инсталляции «Поговори со мной» изучили, о чем говорят люди с цветами, и выяснили, что даже при анонимном общении люди посылают цветам добрые пожелания. В общении с цветами не хвастаются и не лгут.

Организация выставки позволила мне найти не только интересное направление для коллекционирования современного искусства, но и вступить во взаимодействие с художниками. Возможно, это и есть самое ценное в современном технологическом искусстве: арт-объекты рождаются при непосредственном взаимодействии всех участников: носителей научной теории, технических специалистов и художников.

Мне часто задают вопрос, как мое увлечение связано с основной деятельностью компании «SDVentures»? Не отвлекает ли оно? За последнее время я получил много подтверждений тому, что искусство (в первую очередь технологическое) и технологический бизнес могут быть опосредованы, взаимно обогащать друг друга. Технологический бизнес всегда движим инновациями. Инновации – это результат творчества, то есть оно сродни искусству. Поэтому увлечение искусством оказывается конкурентным преимуществом при ведении инновационного технологического бизнеса.

№1-2, 2016

 

15 апреля 2016
Поделиться: