×
Островки стабильности
Виктория Хан-Магомедова

Cемь гвоздей разных размеров, забитых в стену, полутораминутный фильм, в котором молодая девушка выходит на сцену и громко извергает из себя все съеденное, после чего уходит. Этими шокирующими работами Мартин Крид, кажется, решил превзойти представителей YBA, молодых британских художников (Трейси Эмин, Дэмиан Херст…), заявивших о себе в 1980-е годы.

В ноябре — декабре 2010 года неоновое высказывание Крида «Все будет хорошо» украшало фасад Музея современного искусства на Петровке в связи с его выставкой со странным названием «Числа».

Сорокадвухлетний художник родился в Вейкфилде, в Англии. С 1986 по 1990 год учился в Школе искусств Слейда в Лондоне. В 1993 году его работа № 81 была выставлена в офисе лондонской фирмы «Штаркман», и с тех пор у Крида было много персональных выставок в Европе и США. Он живет и работает в Лондоне и участвует в многочисленных групповых выставках во всем мире.

Крид — лауреат премии Тернера 2001 года за самую противоречивую работу № 227: в пустом зале загорается и гаснет свет (показана на выставке в ММСИ). Сегодня эта работа стоит 100 тысяч евро. А неоновая работа Крида «Весь мир + произведение искусства = целый мир» была помещена в 2000 году на фасад галереи Тейт Бриттен. У этой работы под № 143 есть множество интерпретаций. Например, можно предположить: смысл ее в том, что искусство является интегральной частью мира и жизни или что между искусством и жизнью нет различий. Подобные умственные спекуляции приводит к еще более парадоксальным размышлениям, которыми одержим художник, утверждающий что «он не художник».

В отличие от других художников Крид не дает своим произведениям содержательные названия. Ему нравится обозначать их цифрами. Это в своем роде дань испытываемой им с детства страстной любви к математике, приверженности к логике чисел. На сегодняшний день Крид создал большое количество работ, имеющих номера от 5 до 1081, о чем он сообщил на встрече в музее с московскими журналистами, арт-критиками. Такие встречи — одна из перспективных форм деятельности Московского музея современного искусства, наряду с мастер-классами и интервью с художниками и кураторами. Свободное общение с присутствующими художник начал с игры на гитаре и пения. Дело в том, что в юности Крид сочинял музыку. У него даже была своя рок-группа «Овада». В музыке, как и в искусстве, Мартин Крид стремится к минимализму: слова многих песен состоят из названия чисел от 1 до 100, потому звук особенно важен для его визуального творчества и значительно обогащает его. В свои ранние работы он, например, включал аранжированные звуки дверного звонка или аудиокассету с записью барабанной дроби. А на выставке в ММСИ в пустом зале отбивают ритм восемь метрономов. «Мир хаотичен, — говорил Крид на встрече в музее. — И только ритм позволяет навести определенный порядок». Ритм для художника — важное звено творчества, спасательный круг или, как он говорит, перила, чтобы не упасть в пропасть. Само же искусство, по мнению Крида, может быть даже площадкой для наблюдения за реальной жизнью. Так, в одном из залов шторы сами попеременно открываются и закрываются. И все. Что должен испытать зритель? Недоумение, испуг, раздражение?

Крид любит задавать разные заковыристые вопросы по поводу нашей жизни, что, естественно, проявляется и в его творчестве. Как трактовать такую сентенцию: «Я считаю, что трудно сделать выбор и решить, что одна вещь важней другой»? Или: «Воздух — совершенный материал. Он повсюду и невидимый, все и ничего». Поразмышлять над этим и насладиться воздухом как материалом искусства можно в зале, одна половина которого заполнена синими воздушными шарами, а другая — пустая. На встрече в музее Крид говорил, что для него важна реакция публики и номера своим работам он дает неслучайно: они участвуют в его эксперименте с восприятием зрителя и придают работе статус законченности. На создание каждого произведения у Крида уходит много времени, пока этот радикальный минималист не отсечет в своем проекте все лишнее, после чего и дает ему подходящий номер. Для Крида свобода означает ощущение возможности сделать все что угодно.

Большинство современных художников волнуют отношения между искусством и реальностью, искусством и жизнью. Главное — использовать границы между этими сферами оригинальным, необычным образом. В неоновых работах Крид переворачивает смысл повседневной реальности и устоявшихся идей. «Не беспокойтесь» — это предупреждение на стенах одной галереи парадоксальным образом рождает беспокойство и недовольство, напоминая о повседневных заботах и тревогах, как и неоновая надпись «Все будет хорошо» на фасаде музея противоречит своему позитивному посылу.

Главная тема творчества художника, как и многих современных авторов — природа искусства. Менялись ли эстетические критерии с течением времени, что считать, что не считать произведением искусства — эти вопросы, по словам Крида, его очень волнуют. Искусство Мартина Крида называют минимализмом, укорененным в инстинктивный антиматериализм. Его крайне ограниченные по материалу работы (№ 81, 80, 93) можно трактовать как попытку противостоять визуально перенасыщенной в наши дни культуре. Крид своими работами, «не имеющими» материальной ценности, вносит свой вклад в традицию сопротивления авангардистского искусства коммерциализации, не считаясь с тем, что эти его усилия, возможно, напрасны.

Крид использует мануфактурно произведенные предметы — деревянные скамьи, гвозди, балки, дверные звонки, но также и нематериальные явления — свет, звук, музыку. В некоторых работах он задействовал и людей — профессиональных атлетов и танцовщиц. Из всего этого он создает скульптуры, инсталляции, графические работы, перформансы и даже балеты. Но все они уравнены числовыми названиями.

На встрече в музее Крид назвал свои произведения островками стабильности, а себя — «золотой рыбкой, плывущей по жизни». Плавание продолжается.

ДИ №1/2011

21 апреля 2016
Поделиться: