×
«Флюксус – это состояние души»
Виктория Хан-Магомедова

Так писал о флюксусе — международном художественном движении, фестивали которого в 1960– 1970-е проходили в Висбадене, Копенгагене, Париже, Дюссельдорфе, Нам Чжун Пайк. А Эммет Уильямс дал ему такое определение: «Флюксус — это то, что флюксус делает, но никто не знает, кто же это все сделал». Художник же Дик Хиггинс утверждал: «Флюксус — это не какой-то момент в истории, не художественное движение, не традиция, а способ жизни и смерти». В беспорядочной череде сменяющихся модных тенденций в истории послевоенного авангарда флюксус занимает особую нишу. Масштабная выставка «Флюксус: Поживем-увидим» из архивов Бена Вотье и французских частных собраний ознаменовала открытие в столице мультимедиа арт музея, Москва (МАММ)/ Музей «Московский дом фотографии». Мультимедийный комплекс актуальных искусств на Остоженке, 16. 

B беспорядочной череде сменяющихся модных тенденций в истории послевоенного авангарда флюксус занимает особую нишу.

Исторически флюксус определяют как разветвленную сеть художников, стремившихся к революционному преобразованию авангарда посредством введения элементов концептуального искусства, интермедиа и радикальных практик перформанса.

В словарях флюксус идентифицируют как движение «арти-анти-арт», возникшее в начале 1960-х годов в Нью-Йорке и быстро получившее международный резонанс благодаря переосмыслению традиционных представлений о художнике. Флюксус воспринимался антиискусством, так как выступал против музеев, галерей, ретроспектив, дилеров, корпоративных заказов. И никакого коммерческого успеха! Вместо изготовления дорогих авторских предметов искусства для богатых флюксисты обратились к созданию эфемерных остроумных произведений, предназначенных для каждого, порой наделенных ироничными или разрушительными посланиями. Такие работы существовали за пределами галерейной системы и были укоренены в повседневную жизнь.

Флюксус был пионером хеппенингов на открытом воздухе и уличных ивентов, чаще всего с музыкальным сопровождением. Если виолончелист голым исполнял пьесу Берио или некто обертывал скрипку клейкой лентой в кульминационных моментах композиции Лигети, то он это делал под влиянием флюксуса. Флюксус выступал за обновление музыки и использовал самые радикальные практики.

В основном эклектический (обращение к дадаизму, группе ЛЕФ, Эрику Сати, поэзии Хлебникова… ) флюксус восхваляет бриколлаж (поделки, самоделки) и экспериментирование, открытое для всех видов изобретательства. Во флюксусе проявили себя яркие творческие личности из разных регионов: от Франции до Нью-Йорка, от Японии до Германии, где движение кристаллизуется: встречи, фестивали, концерты, пародийные манифестации, поэтические и политические по своему духу.

Флюксист Кен Фридман выявил 12 идей в исследовательской лаборатории флюксуса: гло-бализм, единство жизни и искусства, интермедия, экспериментирование, случай и игривость, простота, вовлечение, образность, подражательность, специфичность, присутствие, музыкальность. Единство жизни и искусства — главная установка флюксуса, основывающаяся на идее, согласно которой между ними вообще не существует границы, которую надо стирать. Что Йозеф Бойс выразил фразой «каждый человек — художник».

Официальным рождением флюксуса считают июнь 1961 года, когда литовец по происхождению, архитектор, дизайнер Джордж Мачюнас пытался показать в своей галерее в Нью-Йорке произведения художников из Европы, Японии и США, параллельно развивавших в своем творчестве близкие идеи, и представить их в журнале «Флюксус». Галерея закрылась, журнал не вышел. В хлестком, амбициозном Манифесте Мачюнас дает такое определение целей флюксуса: «Очистить мир от буржуазных болезней, смерти искусства, абстрактного искусства, профессиональной, интеллекту-альной коммерческой культуры» (от глагола to flux — очищать).

В 1962 году Мачюнас организовал в Висбадене «ФестФлюксус», фестиваль художников и композиторов, чьи творения хотел опубликовать с целью заработать деньги на журнал. В прессе участников фестиваля стали называть «людьми флюксуса». Так возникла специфическая группа художников флюксус: Дик Хиггинс, Нам Чжун Пайк, Бенджамин Паттерсон, Вольф Фостелл, Мачюнас…, которые контактировали с композиторами и художниками Джорджем Брехтом, Ла Монтом младшим, Беном Вотье. В Нью-Йорке аудиовизуальная группа существовала еще с 1956 года, в Германии подобная группа также работала ранее. Мачюнас же предоставил им форум и место встречи без каких-либо идеологических и художественных ограничений. Сам руководил концертами в Висбадене, делал афиши, готовил дизайнерские, графические материалы, мюльтипли, календари, писал «письма с новостями».

Первые ивенты — цикл из 14 концертов в Висбадене, 1962, затем в Амстердаме, Дюссельдорфе, Париже. Некоторые художники выступали там по партитурам Пайка, Паттерсона, Мачюнаса. Стратегия Мачюнаса заключалась в том, чтобы обратить внимание на событие, связать его с новой музыкой. Перформансы, служившие рекламой для последующих публикаций, вызывали скандал и не находили понимания у публики и прессы в большей мере из-за выбора партитур, радикальных и разыгрываемых «гиперболическим способом». Так, при исполнении «Дзен для головы» Пайка художник погружал голову, руки и галстук в ведро с краской. Затем оставлял следы краски на длинном свитке, сопровождая перформанс гомерическими раскатами смеха. А в финале «Акций для фортепиано» Филиппа Корнера ломали рояль.

Вернувшись в 1963 году в Нью-Йорк, Мачюнас создал «Флюксшоп», место для продажи предметов искусства флюксуса и партитур для перформанса. И в этой деятельности он искусно сочетал мастерство дизайнера и типографа с политикой флюксуса. Если поп-артисты превратили предметы коммерческой культуры в искусство, представляя их в виде картины или скульптуры, то Мачюнас убедительно использовал методы дизайна, чтобы породить «антитовары». Он применил идеи художников на практике: игры, объекты и партитуры «упаковывал» и «помечал» маркой флюксуса.

После неудачного концерта в Париже в 1963 году Мачюнас приезжает в Ниццу, где помогает Бену Вотье организовывать фестивали с участием Робера Филью, Сержа Ш, Роберта Боцци, развивая присущий флюксусу коллективистский дух, актуальный в искусстве и сегодня. На ранней стадии существования флюксуса Мачюнас был связан с Йозефом Бойсом, они сотрудничали на фестивале в Академии художеств Дюссельдорфа в 1963 году. Но главную роль во флюксусе до середины 1960-х годов играл Пайк. Он был соавтором, исполнителем, вместе с Мачюнасом организовывал различные инвенты, выступал в качестве директора. В соответствии с ориентацией флюксуса Пайк пришел к преодолению границ искусства, постоянно порождая «новые состояния сознания». И искусство в его интерпретации представало как нескончаемый эксперимент, как коллаж гетерогенных слоев, бросающих вызов социальной, политической, технологической и экономической реальности. С 1962 до 1978-го, года смерти Мачюнаса, концепция флюк-суса постоянно менялась: от жесткого движения интермедиа до театрализованных развлекательных акций, от новаторского издательского совместного предприятия до глобального культурного туризма.

На выставке «Флюксус: поживем—увидим» сделана попытка показать флюксус в новом свете, проследить его влияние в контексте истории и действенность его идей сегодня. Видео- и фотодокументация представляет концерты и перформансы в галерее Мачюнаса — ивенты, вмешательства Йоко Оно, Джона Кейджа, Дика Хиггинса. Как известно, флюксус прославился выдвижением лозунгов. И здесь по стенам просторных залов музея «разбегаются» остроумные, веселые, бессмысленные, заумные лозунги:

«Искусство — нечто, делающее жизнь более интересной, чем искусство» (Филью); «Все — искусство, за исключением лягушек» (Ч. Дрейфус). Выставка позволяет ознакомиться и лучше понять творчество двух важных деятелей флюксуса: Вотье и Филью.

Фотодокументация акций, ивентов, афиши, картины, рисунки, манифесты, лозунги позволяют проникнуться специфической атмосферой флюксуса. Выставка обильно снабжена аннотациями, экспликации представляют интерес для любознательного зрителя, открывающего для себя неизвестные факты из неопубликованных архивов. 

ДИ №1/2011

24 февраля 2011
Поделиться: