В современном мире усиливается связь между реальностью и фикцией. Поразительна способность фикции, иллюзии становиться реальностью. Реальность пропитана фикцией. Некоторые художники особенно обостренно ощущают это. Молодая, талантливая и перспективная художница из Пакистана Икра Танвир — одна из них. Современное искусство размышляет о двусмысленности нашего времени, модифицируясь в лабораторию, в которой экспериментируют с эксцессами этого явления. Так появляются работы, анализирующие слияние двух реальностей, факт, который входит в сознание общества, становится осязаемым и воспринимаемым (О. Элиассон, О. Барбьери).
Икра Танвир. Теперь ты это видишь. Чернильно-струйная печать на бумаге Photorag. 2013 Галерея «Грей Нойз», Дубай, ОАЭ / Икра Танвир
|
Бразильский художник Сильдо Мейрелес еще в 1980– 1990-е годы в своих инсталляциях экспериментировал с иллюзией и реальностью. Чтобы войти в зал и увидеть его инсталляцию «Улетающий», требовалось снять обувь, открыть белоснежную дверь и вступить в темноту помещения, размер которого было невозможно определить, так как художник использовал материал, не позволяющий идентифицировать пространство, превращающий плоскость пола в бездонный провал. Ощущения зрителя сравнимы с теми, что испытывают люди на побережье в безлунную ночь. Но инсталляция Мейрелеса вызывала не только тонкие, но и болезненные чувства. Передвигаться и дышать трудно, хрустящие под ногами гранулы превращаются в порошок, распыляются, поднимаются вверх, делая атмосферу удушающей. Воздух наполняется тяжелым запахом (возможно, природного газа, который не сразу можно почувствовать). Возникает беспокойство. Привыкнув к темноте, можно различить тонкую полоску света: за первым залом следует другой, в дальнем углу которого слабо светит тонкая горящая свеча, воткнутая в землю. Пламя свечи притягивает посетителей, но магнетическая атмосфера вокруг него только усиливает ощущение опасности. Кажется, что может произойти взрыв. Но взрыва не будет: запах газа издает химический порошок, а мягкий пол покрывает толстый слой талька. Инсталляция Икры Танвир «Рай парадокса» скромнее по масштабу, но также порождает чувство опасности. В темноте небольшого зала высвечивается пульсирующая субстанция, похожая на древесную пыль. Возникает сомнение: это иллюзия или она настоящая? Но затем появляется ощущение, что пыль повсюду, она заполняет все пространство зала. Вас охватывает страх, становится трудно дышать. Где реальное, где иллюзорное?
Тему соотношения вымышленного и реального Танвир рассматривает и в пятиминутном фильме «Деформация времени». Ночь, бесконечный поток машин. Постепенно на экране становится видно только мелькание крупных цветных пятен — фар автомобилей. Время и пространство теряют определенность.
Не менее двойственные чувства рождают фотографии художницы («Просветление» — ярко освещенные коробки, «Иллюминация» — изображения белых царапин на черном фоне, которые экспонируются на сильно загрязненных стенах). Танвир словно играет со зрителем, заставляя понять, насколько реальность места благодаря воображению трансформируется в вымысел и насколько мы способны понять, что нас окружают не ложные, а истинные образы. Наличие опыта восприятия различных видов реальности благоприятствует поливалентной логике, допускающей существование истинного и мнимого, это противоречие и формирует основу для понимания современного искусства. Оригинальные проекты Танвир исследуют эти проблемы. Ее выставка «Между землей и небом», прошедшая в ММОМА, рождала расширяла возможности контакта с современным искусством.
ДИ №1/2014