Традиция Московского музея современного искусства — предоставлять свои площадки не только под работы художников с громкими именами (Дмитрий Гутов, Андрей Ройтер, Михаил Гробман, Мауриц Эшер, Хуан Миро…), но и начинающим художникам в рамках программы «Дебют».
|
Эта программа стартовала восемь лет назад при школе современного искусства «Свободные мастерские». Ее цель — предоставить талантливым молодым авторам возможность провести свою первую персональную выставку, позволяющую привлечь к ним внимание экспертного сообщества и галеристов, помочь войти в профессиональную среду. Организаторы проекта давно отказались от того, чтобы выбирать «дебютантов» исключительно из числа выпускников «Свободных мастерских». Сегодня возможность устроить персональную выставку в стенах ММОМА предоставляется и тем молодым художникам, которые проявили себя в больших проектах музея, таких как «Мастерская».
За счет увеличения количества претендентов выросло качество выставляемых работ, шире стал диапазон затрагиваемых в рамках проекта тем. Сегодня программа «Дебют» демонстрирует профессиональный уровень с выраженной индивидуальностью и возможностью дальнейшего творческого развития представленных авторов.
Одно время выставки «дебютантов» экспонировались каждый месяц, но организаторы отказались от такой периодичности, и теперь в год открывается пять-шесть экспозиций. В 2013 году в рамках программы «Дебют» были показаны проекты, которые представляют молодое искусство России в широком диапазоне художнических стратегий.
Одним из самых запоминающихся проектов стала выставка Елены Демидовой «MATRESHKALAND». Художница изучала перформанс в «Свободных мастерских», занималась современной хореографией, что обусловило ее интерес к человеческому телу как важнейшему объекту искусства. Поэтому, решив создать схематичную модель российского общества, Елена взяла за основу народный образ человека — матрешку. «Голые», лишенные цветного покрова матрешки выставляют напоказ свою чистую форму и деревянную фактуру. На выставке были представлены одиночные композиции из белоснежных фигурок и сложные «многофигурные» пространственные инсталляции. Художница расставила матрешек в залах Музея-мастерской Коненкова так, как ребенок, играя, расставляет игрушки в кукольном домике. Но сюжеты композиций оказались
совсем не детскими: фигурки изображали разные ситуации человеческой жизни, как забавные и трогательные, так и пугающие. Демидова выставила матрешек мужского и женского пола, одиноких и общительных, целых и разрезанных, расстрелянных у стены и писающих в углу. Была даже матрешка в терновом венце. Были и композиции из множества матрешек — схематичные изображения социальных групп. Нужно отметить, что к заявленной «русскости» в проекте «MATRESHKALAND» отсылала только хорошо знакомая всему миру округлая
болванка, выточенная из дерева на столярном станке. Работа Демидовой обращена к общечеловеческим проблемам и приглашает зрителя соотнести себя с множеством себе подобных.
Проект «Транзитный пункт» Марии Кузьминой и Екатерины Головиной — результат размышлений художниц о месте сквота в современном обществе и роли, которую играет это пространство в жизни обитающих в нем людей. Сквот и его жильцы были представлены на фотографиях и в видеоинтервью, которые Мария и Екатерина сделали за время проживания в обществе таких же, как они, молодых людей, находящихся в постоянном поиске себя. Художницы оказались в этом поселении случайно: съезжавший оттуда знакомый предложил им занять его комнату. Попав в сквот, девушки решили запечатлеть его самобытный мир на камеру. Итог оказался неоднозначным. Люди используют сквот как транзитный пункт, зал ожидания между разными этапами жизни. Атмосфера перевалочного пункта наполняет сообщество ощущением надежды на лучшее, но в то же время провоцирует ощущение нестабильности, нереальности и несущественности происходящего. Понятно, что человеку нужно время, чтобы сделать выбор, но у каждого ли хватит сил покинуть свой транзитный пункт? Выставка Марии Кузьминой и Екатерины Головиной была наполнена не только трогательными личными переживаниями и ностальгией по покинутому сообществу, хотя ощущение тревоги и недосказанности, порожденные этим странным домом, сохранялось. Многие заданные авторами вопросы остались без ответа, но их постановка составила важный аспект содержания работы.
Выставка «Палата номер смех» экспонировалась с июля по сентябрь и перекликалась с «Транзитным пунктом». Художники Оксана Юшко и Антон Бондарь также представили публике фотодневник, превращающий повседневную жизнь в произведение искусства. Авторы проекта запечатлели на камеру одиннадцать волонтеров из разных стран, которые приехали в Россию вместе с американским врачом Петчем Адамсом. Надев костюмы клоунов, команда посещала детские дома, больницы, дома престарелых. В обличье клоунов соратники Адамса не только развлекали обитателей благотворительных учреждений, но и сопереживали, слушали, заставляли забыть о страхах. В этом проекте, в отличие от «Транзитного пункта», фотограф выступает не в качестве пассивного наблюдателя, а в роли непосредственного участника событий, не рефлексирует, а действует. Своей работой Оксана Юшко и Антон Бондарь показали, что предметом искусства может быть повседневная человеческая жизнь.
Еву Арут, которая оказалась в числе «дебютантов» 2013 года, только условно можно назвать открытием музея. Художница, в настоящее время живущая в Армении, участвовала во многих групповых проектах и даже провела несколько персональных выставок. Ее работы находятся в частных коллекциях США, Европы и России. В Москве ее картины также уже экспонировались на групповых выставках, одна из которых, «Отвергнутая действительность», была инициирована ММОМА. В отличие от многих других участников программы «Дебют» Ева Арут отдает предпочтение традиционным техникам: масляной живописи и коллажу. Абстрактные картины художницы, которые были представлены на выставке «La Realta. Zusammen», сохраняют память о фигуративных истоках образов, их можно рассматривать как отсылки к раннему творчеству Кандинского. Но Арут удалось привнести в эту художественную стратегию свою авторскую манеру. Широкая кисть, яркие цвета, размашистые мазки и включенные в картины текстовые фрагменты — все это делает стиль художницы узнаваемым. Вдохновляясь идеей, согласно которой мысли, ощущения и мечты человека способны изменять внешний мир, Ева Арут стремится запечатлеть процесс подобных изменений.
Художники программы «Дебют» продемонстрировали самобытность авторских манер. Этому впечатлению способствовал кураторский отбор: Дарья Камышникова предпочитает сталкивать в экспозиции непохожие по технике исполнения и тематике проекты, как, например, «Кружева» Лилии Бурковой, инсталляция «Unicode» Юлии Бах. Однако даже такое разнообразие не дает основания говорить, что «Дебют» — это исчерпывающая панорама молодого искусства России. На примере персональных выставок можно судить скорее об отдельных феноменах в мире искусства, чем об общих тенденциях. В большей степени эти тенденции просматриваются на ежегодных выставках «Мастерская» в ММОМА. Однако опыт прошлых лет доказывает, что «Дебют» успешно реализует свои задачи, выводя на орбиту российской художественной жизни молодые таланты. Смогут ли «дебютанты» ушедшего года развить достижения своей персональной выставки в музее, покажет время. Но высокое качество представленных проектов говорит о том, что для этого у них есть необходимые навыки.
ДИ №1/2014