Порой художники, претендуя на объективный характер месседжа, или, напротив, чтобы убедить в необозримости личностного в любом высказывании, создавая произведение, маскируют свое авторство.
|
Американская художница перуанского происхождения Сесилия Паредес, чья выставка проходила в стенах Московского музея современного искусства, реализует этот художественный прием, используя фотографию. Именно тема мимикрии проходит лейтмотивом через выставку «Частный сад». В экспозиции — две серии: пейзажная и анималистическая. В цикле фотографий, условно названном «Пейзажи», художница предстает на фоне ярких эклектичных интерьеров, с которыми сливается ее раскрашенное тело. Внутреннее убранство помещений рассматривается Сесилией Паредес как искусственная среда, заменяющая городскому жителю природные, естественные условия существования. Современная жизнь зачастую проходит в социальной изоляции, оторванности индивида от сообщества. Художница также обыгрывает проблему социальной адаптации эмигрантов, невозможности влиться в новую обстановку, когда среда поглощает человека, нивелируя его личность. Этот вопрос особенно важен для Паредес: переехав из родного Перу в США, фотограф остро чувствует разрыв между культурами, который не позволяет многим эмигрантам приспособиться к новым условиям.
Анималистическая серия, напротив, посвя щена обитанию в естественной среде. Трансформации художницы в различных животных и мифических существ отсылают зрителя к диалектике перуанского шаманизма, в котором обряд перевоплощения является первостепенным в свершении ритуала. Паредес выбирает животное либо по фактору схожести, либо то, которое ее пугает, таким образом освобождаясь от страха. В данном случае ее искусство — разновидность шаманизма, а художник-шаман — посредник между трансцендентным и обыденным. Пытаясь отрефлексировать тотемизм, Паредес акцентирует экзистенциальные вопросы: человек бежит от давления урбанизации на природу, однако и там не может ощутить себя свободным. Разобщенность с естественным миром заставляет его снова прибегать к маскировке.
Проблема социального эскапизма находит продолжение в композиционном центре выставки — инсталляции «Частный сад». Подвешенный к потолку каркас, обклеенный листиками и веточками, репрезентирует тропический лес, перуанские джунгли. Посетитель может войти внутрь этой конструкции и таким образом представить себя в экзотических тропиках. Однако и в этом случае человек оказывается поглощенным джунглями, он прячется, исчезает в густоте леса, откуда сложно найти выход.
Примечательно, что работы художницы, при всей сложности затрагиваемой проблематики, обладают ярким экзотическим колоритом, в них силен элемент декоративности. Цветовая насыщенность также призвана маскировать сложность экзистенциальных вопросов, которые ставит автор.
Прием, используемый Паредес, уже не раз привлекал художников. Наиболее известны опыты китайского художника Лю Болина, который раскрашивал себя под памятники, мавзолеи и трассы, тем самым выражая протест против тоталитарности государственного аппарата, подавляющего свободу выражения художника. Искусство Сесилии аполитично. Однако появление художников, которые настаивают на идее «исчезаемости» не только автора, но и человека как такового, — тенденция тревожная. Художник маскирующийся, теряющийся в среде, — альтернатива пресловутому художнику насмехающемуся или высмеивающему. На место сатирика, который смотрит на все «сквозь невидимые миру слезы», приходит молчаливый художник-невидимка, чье исчезновение высвечивает неявные ранее гуманитарные проблемы.
ДИ №2/2011