×
Визуализация тишины
Виктория Хан-Магомедова

Двух фотографов с мировым именем, итальянцев Элио Чоля и Фрэнка Дитури, объединяет увлечение черно-белой фотографией, стремление выявить визуальный и тактильный контакт авторов с отпечатками, сделанными их руками. Им нравится работать в лаборатории, использовать необычные способы съемки, позволяющей получить мягкие тона, невесомые фактуры и туманные образы. Их высококачественные музейного уровня снимки погружают в мир недосказанности, гармонии и тайны. На выставке «Фрэнк Дитури. «Шептать», Элио Чоль «Плотность тишины» в Галерее искусств Зураба Церетели было представлено около 150 работ фотохудожников.

Чоль (р. 1929) — мастер света и тени. Его фотографии итальянского пейзажа выражают его уникальное видение ландшафтов и архитектуры Италии, которые в течение многих столетий поражали воображение художников и путешественников. Еще в 1950-е годы Чоль наблюдал жизнь в итальянских деревнях, документируя ее исчезающую под напором современности красоту. За 50 лет творческой деятельности мастер накопил поразительную визуальную документацию земли и людей родной Италии и нашел свой фотографический язык. Он создает черно-белые циклы чистых, прозрачных, тщательно отделанных изображений, будто выгравированных с помощью резца. Все его снимки отличают связность, логичность построения, ориентация на созерцание, суховатый реалистический стиль, в котором особенно очевидны виртуозность техники и утонченная зрелищность.

Родившийся в Касарсе Чоль в 1955–1960-х годах был членом венецианского фотоклуба «Гондола» и получал престижные премии. В 1962 году он работал официальным фотографом фильма «Последние» режиссера Вито Пандольфи, в 1963-м сотрудничал с Кроченци по созданию Фонда Алтимани по изучению и экспериментированию с любой формой языка для изображения. В 1969 году Чоль опубликовал свою первую книгу фотографий Ассизи, пять раз переиздававшуюся на разных языках. Его фотографии находятся в самых престижных музеях мира. У Чоля состоялись 102 персональные выставки и издано около 200 книг с фотографиями.

Большинство фотографий Чоля на выставке — вдохновенное прославление красоты и своеобразия старинного города, то купающегося в солнечных лучах, то растворяющегося в тумане («Белая встреча Ассизи», 1992; «Зима», 2009; «Кипарисы среди облаков Ассизи»; 1990). Особенно хорош Ассизи зимой, праздничный, торжественный, со старой архитектурой, формы которой подчеркнуты ослепительным снегом. Хочется не только вглядываться, но и вслушиваться в эту манящую тишину, столь мастерски запечатленную на фото Чоля.

Если Чоль воспевает красоту и гармонию пейзажей, то в снимках Дитури переданы скорее его собственные ощущения от природы. Используя игру с богатыми черно-серыми тонами и оригинальную композицию, он трансформирует повседневность, и узнаваемое и очевидное предстает в изображении почти сюрреальным. Возникает ощущение тайны и недосказанности. Иногда варьирование оттенков серого или тональные контрасты приводят к абстрагированию от реальных форм или деформирует предметы до геометрических знаков. Кажется, в своих одухотворенных изображениях он фиксирует нечто, не поддающееся определению во временных параметрах: хрупкое равновесие, пауза во времени или пространстве, некое предзнаменование. Иными словами, Дитури стремится за пределы реальности вглубь мира, который часто оказывается не только в далеких пределах, но и внутри нас. Эти изображения рассказывают о провалах во времени, служат своеобразным противоядием против нормативов цивилизованного общества. Поэтому в его фотографиях усматривают не только связь с историей фотографии, но и воплощение этических взглядов автора. Загадочные тени, странный лес, деревья в дымке, окутанная облаками луна словно открывают горизонты и надежду на лучшее будущее.

Есть на выставке и пейзажные фотографии Дитури в сумерках или ночью, когда все — деревья в полумраке, переливы листвы, люди как тени — обретает сверхъестественный смысл, в них таится нечто неизведанное, угрожающее, слышны шепоты, шорохи.

«Мое творчество — рассказ обо мне, взгляд, окно в мир. Мои фотографии — и мой автопортрет, и самотерапия», — отметил Дитури на круглом столе в Галерее искусств Зураба Церетели. Поэтому не удивительно, что при съемке он не применяет никаких ухищрений, использует простые камеры, любит сам печатать фотографии, даже фотобумагу иногда делает вручную, используя старую бумагу, дающую дополнительные эффекты. И тираж фотографий небольшой — 12 экземпляров. За год он делает 15–20 снимков.

Родившийся в Италии Дитури стал фотографом в Нью-Йорке, большую часть времени проводит в Италии, занимается преподаванием в Европе и США. На его творчество оказали влияние Пьеро делла Франческа, Джорджо Де Кирико, Пьер Паоло Пазолини. Опубликовано 20 авторских альбомов. «Я фотографирую мечты», — говорит Дитури. И это действительно так. Некоторые его снимки на выставке можно назвать импровизациями, преображением банального. Его искусство лишено аффектации, помпезности, документальности. Оно требует неторопливого и вдумчивого погружения. 

ДИ №2/2011

6 марта 2011
Поделиться: