×
Дом конструктивизма в Цюрихе
Антон Успенский

Дом конструктивизма (Haus Konstruktiv) — швейцарский Фонд конструктивного и конкретного искусства, основанный частными лицами в 1986 году. С недавних пор фонд располагается в новом помещении недалеко от центральной улицы Цюриха в реконструированном здании бывшей электростанции. Лаконичный «сухой» фасад лофта, серые бетонные плоскости, динамика сохраненных металлических скрепов в интерьере, лабораторно-яркое освещение — все это не только идеальное пространство для тематической экспозиции, но и архитектурный образ, на равных располагающийся на территории «конкретного искусства».

Фонд, как изложено в его девизе, продвигает «конструктивное, конкретное и концептуальное искусство и дизайн» и в этом году отмечает 25 лет, но свою историю швейцарское «конкретно-конструктивное» ведет с 1936 года*. Тогда в Цюрихе состоялась выставка «Актуальные вопросы в швейцарской живописи и пластике» с участием молодых художников Макса Билла (выпускника «Баухауза»), Рихарда Пауля Лохзе, Камиллы Грезэр, Верены Левенсберг, Фрица Гларнера и других. Через год появился «Альянс» — объединение современных швейцарских художников. Специфика политической жизни Швейцарии сказалась в данном случае в том, что ее художественная жизнь практически не изменилась в период Второй мировой войны. В эти годы швейцарцами создавались хрестоматийные живописные произведения геометрической абстракции, а «Альянс» проводил выставки в Цюрихе и Базеле, причем в последнем на выставку «Конкретное искусство» в художественной галерее были также приглашены участвовать неизвестные, но перспективные молодые художники.

В послевоенные годы лидер объединения Макс Билл (1908–1994) развил обширную разностороннюю деятельность: получил первый приз на Бразильской биеннале в Сан-Паулу (1951), стал первым ректором открытого Ульмского университета и в 1960-м курировал цюрихскую выставку «Конкретное искусство: 50 лет развития». Это было время, когда «конкретное искусство» в Швейцарии оказалось на пике художественной борьбы: авангардной были объявлены «горячая» жестикуляционная абстракция — информель и американский абстрактный экспрессионизм, художественная общественность и местные критики выказывали свое расположение умеренной «парижской школе». Билл сумел проявить себя как искусный стратег, объединив в международную коалицию цюрихское «конкретное искусство», бразильский конструктивизм, американскую «живопись жестких контуров», минимализм, французскую «Группу исследования визуального искусства» и показав их совместно с молодыми швейцарцами Андреасом Кристеном, Жаном Байером и Карлом Гестнером. Именно с 1960 года «конкретные формы» и «конкретное оформление» обретают про-граммность и вдохновляют эстетику повседневного, появляются понятия «швейцарская графика», «швейцарская типографика» и «швейцарская форма», ставшие для многих тогда каноническими и культовыми.

Основание швейцарского фонда конструктивного и конкретного искусства, по мнению его основателей, означает завершение исторического периода и начало нового этапа возрастания интереса к этому направлению искусства. Инициаторы фонда Готтфрид Хонеггер, Джек Васер, Бригитта Васер-Риффэль основали учреждение, которое «имеет целью, согласуясь с общемировой культурной миссией, оказывать общественно-полезное содействие конструктивному, конкретному и концептуальному искусству и дизайну». Фонд прошел свой путь с неизбежными амплитудными колебаниями, от серьезных достижений до нешуточных кризисов, от смены учредителей и конфликта с идеологами до весомых финансовых вливаний, приобретения и реконструкции сегодняшнего здания. Среди значимых моментов в истории Дома конструктивизма были ретроспективные выставки практически всех упомянутых швейцарских художников этого направления; интегрирование нескольких десятков произведений в постоянную экспозицию, в том числе из частных собраний; инсталлирование в постоянную экспозицию знаменитого минималистского интерьера в мондриановском ключе — столовой Рокфеллера в его нью-йоркской квартире, выполненной в 1963–1964 годах Фрицем Гларнером и выкупленной фондом в 1980-е; открытие в 2010-м юбилейной выставки к столетию развития конструктивного, конкретного и концептуального искусства и празднование в 2011-м 25-летия со дня основания фонда.

Последний крупный выставочный проект Дома конструктивизма «Все конкретное» проходил здесь с 27 августа 2010 года по 30 января 2011-го и был ввиду своей масштабности разбит на две части. История конструктивного, конкретного и концептуального искусства была показана более чем в столетнем своем развитии на двух последовательных выставках, где демонстрировались около 400 произведений. Экспозиция строилась на ясно заявленном образовательном принципе: в хронологической последовательности были представлены главные события, имена, произведения, где возможно, проиллюстрированные оригиналами работ. Охват имен отличался завидной широтой: Джакометти, Брак, Балла, Кандинский, Делоне, Дюшан, Малевич, Тео ван Дусбург, Мондриан, Гроппиус, Вантонгерлоо, Арп, Раушенберг, Клее, Уорхол, Польке, Бойс, Рихтер, Вазарелли… Конечно же, были упомянуты группы и объединения «Мост», «Де Стайл», «Баухауз», «Дада», «Зеро». Приведенные имена дают представление, как собиралась доказательная база — и «от противного», отталкиваясь от идейных оппонентов «конкретного», и с упоминанием важнейших вех истории искусств в целом — от пейзажа Сезанна до манифеста Бретона. Как сообщали в сопроводительных материалах устроители, они показывают разносторонние презентации «конкретного искусства», в основе которого заложены ясность и осмысленность. Зрителей приглашали к путешествию во времени по художественной истории с начала ХХ века и до сегодняшнего дня, в котором у этого искусства возникают «новые аспекты, новые ракурсы, новые медийные и технические возможности». Из новейших фактов, упомянутых в демократичной музейной книжечке «Учебные материалы для выставки “Все конкретное”» (с подробными текстами и черно-белыми иллюстрациями), приведу один. Организаторы настаивают на актуальности своего направления, сообщая свежие новости: в 2005-м в городке Вальденбух (Баден-Вюртемберг, Германия) на основе обширного частного собрания появился Музей Риттер (несложно догадаться, о какой всемирно известной марке и ее владельцах идет речь). Тема собрания — квадрат в новейшем и современном искусстве. Уже собрано более 700 произведений: живопись, графика, объекты, скульптуры, в чьей художественной концепции квадрат был исходным пунктом или целью. «История пишется далее…» — так заканчивается текст музейного буклета.

Четыре этажа прекрасной, меняющейся экспозиции, под крышей — библиотека профильной литературы и периодики, на первом этаже — киоски книг и сувениров, бесплатные буклеты желающим узнать о фонде в целом и текущей выставке в частности — все это стало вроде бы повсеместным и обязательным европейским хорошим тоном. Однако понятно, что такие институции не просто фиксируют, систематизируют, углубляют историю искусств и занимаются ее популяризацией, они, не останавливаясь, продолжают работать над летописью заявленного направления, не смущаясь насыщать ее именами местных художников и тем самым резервируя им место во всеобщей истории. Остается только подтвердить особую швейцарскую, какую-то эталонную идентичность формы и содержания — настолько здесь все конструктивно, конкретно и концептуально.

Фото автора

* Определение «конкретного искусства» дал лидер этого движения немецкий художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург в манифесте «Фундамент конкретного искусства», напечатанном в апрельском номере журнала «Art Concret» за 1930 год: «Мы заявляем: 1. Искусство универсально. 2. Прежде чем возникнуть, произведение искусства должно быть полностью продумано и оформлено в голове. В нем не должно быть ничего кажущегося естественным, чувственным или сентиментальным. Мы хотим совершенно исключить лиризм, драматизм, символизм и тому подобное. 3. Картина должна быть создана исключительно из пластических элементов, а именно — из плоскостей и тонов. У изобразительных элементов, а следовательно, и у картины, нет иного значения, кроме того, чем они являются сами по себе. 4. Построение картины, так же как и ее элементов, должно быть простым и доступным визуальной проверке. 5. Техника должна быть механистичной, то есть точной, антиимпрессионистичной. 6. Требуется абсолютная ясность» (Цит. по: Демпси Эми. Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству. М.: Искусство-XXI век, 2008. С. 159.)

ДИ №2/2011

16 марта 2011
Поделиться: