×
Нелинейная оптика арт-пространств
Ирина Сосновская

Летом 2009 года в Венеции во время проведения биеннале начал работу новый музей современного искусства Punta della Dogana Франсуа Пино. По городу были развешены баннеры и афиши музея, с которых на зрителя холодно взирал, казалось, парящий в облаках мальчик с лягушкой в руке — скульптура Чарльза Рея. Константин Чубанов предложил свою версию: мальчик, снятый со спины, смотрит на размытые очертания здания классической архитектуры за лагуной. В результате возник диалог актуального искусства с историческим пространством города, который раз в два года превращается в самый большой музей современного искусства.

Константин Чубанов работает в ДИ с 2000 года, он разрабатывает дизайн и визуальный образ издания и давно привык смотреть на выставки художников через объектив фотоаппарата. В данном случае задача дизайнера — представить произведения художников и выставочные проекты в пространстве журнала, и фотография для него — прежде всего графический жанр.

С 2009 года, когда началась работа над макетом журнала «АСАDEMIA», к циклу фотографий «Музеи современного искусства мира», сложившимуся в результате поездок в Барселону, Рим, Венецию, Париж, Cтамбул, добавилась серия «Академии художеств мира».

Когда-то на факультете оптико-электронных устройств в Бауманском институте Константин изучал нелинейную оптику. Высшее техническое образование помогло при освоении компьютера как инструмента графического дизайна, знание законов оптики позволило легче справляться с арсеналом профессионального фотооборудования, а работа в издательстве «Магазин искусства» и журнале ДИ, связанная с постоянным общением с художниками, посещением выставок и мастерских, развила художественную интуицию. К. Чубанов выработал особо чуткое понимание среды бытования произведения.

Арт-пространства по-разному взаимодействуют с произведениями, недаром для художников так важен каждый выход работ за пределы мастерской. Смена освещения, экспозиционный контекст позволяют по-новому взглянуть на произведение. Оно преображается, но в чем-то утрачивает и энергетику места своего возникновения — мастерской. Экспозиционная структура также обладает своей силой. Случается и так, что работа, ярко прозвучавшая на одной выставке, теряется на другой.

Пространства современного искусства, зафиксированные фотокамерой Чубанова, это не только мастерские художников, галереи, выставочные залы, музеи, но и стамбульский музей — собор Святой Софии, и церковь Сан-Самуэле в Венеции, и бывшие производственные объекты от Арсенала Венецианской биеннале и базилики-цистерны (водохранилища VI века) в Стамбуле до «Объекта 825 ГТС» в Балаклаве (Украина).

С конца ХХ века кураторы все чаще отказываются от работы в стерильном «белом кубе», им интересно сопряжение искусства с пространствами нелинейными, имеющими ауру прошлого, энергетику как индустриальных, так и культовых, сакральных мест. Дизайнер-фотограф Константин Чубанов фиксирует переменную статику арт-пространств и выставочное время произведения, составляющие сложное множество бытия современного искусства.

ДИ №2/2011

16 марта 2011
Поделиться: