×
Татьяна Файдыш: Мы есть!
Андрей Гамлицкий

Выставка Татьяны Файдыш в небольших, уютных залах Музея современного искусства на Тверском бульваре оставила двойственное впечатление и породила больше вопросов, чем дала ответов. Название выставки «Голос немого поколения» свидетельствует о попытке художника говорить от имени своих сверстников — «восьмидесятников». То есть о генерации, вышедшей на художественную сцену накануне общественно-культурного перелома в истории нашей страны и ушедшей в тень безмолвия на гребне волны перемен.

Было бы правильнее назвать поколение, к которому принадлежит Татьяна Файдыш, «внезапно умолкшим», не успевшим сказать свое слово, поскольку начало его творческого пути было ярким, бурным и успешным. Задувшие в конце 1980-х свежие ветры, распахнувшиеся горизонты и границы открыли молодым художникам мир и их открыли миру. Возможность свободного самовыражения, несвязанность канонами и схемами соцреализма обещали последнему поколению советских художников счастливую творческую судьбу и, возможно, даже мировую славу. Однако этого, как известно, не случилось. В большинстве своем это поколение оказалось невостребованным, не сумело вписаться в изменившиеся условия, уступило роль авангарда искусства более новым художественным направлениям.

В творческой биографии художника Татьяны Файдыш в полной мере отразилась парадоксальная судьба ее поколения. Окончив в 1980 году Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, она обратилась к абстрактной живописи, еще недавно запретной, а в то время казавшейся самым современным и созвучным времени художественным языком. Почти сразу последовали многочисленные коллективные выставки, в том числе и за рубежом, работы художника получили известность, стали приобретаться отечественными и иностранными музеями и частными коллекционерами. Но в 1990-е годы ее успешная карьера прервалась и наступил продолжительный период «немоты», закончившийся нынешней выставкой, ставшей первой персональной экспозицией произведений Татьяны Файдыш.

Художник признает, что подобно многим сверстникам она растерялась в условиях диктата рынка (который оказался страшнее диктата советской цензуры) и мощной экспансии все более актуальных методов искусства. Однако она нашла в себе силы не изменять однажды избранному пути в трудных условиях безмолвия (и, очевидно, безденежья), продолжала упорно работать, искать, вдумчиво и неторопливо разрабатывать и оттачивать собственный образно-пластический язык.

Что же пытается донести до нас Татьяна Файдыш в своем первом персональном художественном высказывании, которое можно назвать отчетом о более чем тридцати годах творческой деятельности? В первую очередь вызывает уважение стремление художника сохранить изначальный смысл абстрактной живописи как своего рода первоискусства, обращенного к глубинам подсознания, к основам мироздания и человеческого бытия.

На выставке представлено около 60 картин и рельефных объектов, объединенных в лаконичную и элегантную экспозицию — работы свободно и широко раскинулись на стенах. Физическая разреженность пространства кажется единственно возможной для восприятия живописи, настолько активно вторгаются в реальный мир произведения Татьяны Файдыш.

Вспоминается созидательный и философский пафос творчества основоположников абстракции Казимира Малевича и Василия Кандинского, и Файдыш не скрывает свою приверженность авангардным течениям ХХ столетия. Среди ее любимых художников Анри Матисс, Пит Мондриан, Ансельм Кифер, Рой Лихтенштейн, творческую проработку идей каждого из которых можно видеть в этой экспозиции.

В основе живописи художника — органичный сплав противоречивых элементов: абстрактного языка и нарочито узнаваемых деталей реальности, пластического покоя и энергии, движения цвета. Файдыш постоянно обращается к довольно лаконичному набору наиболее совершенных форм: кругу, овалу, которые формируют внешне статичный характер композиций.

Но краски и их сочетания она любит яркие, иногда нарочито диссонирующие. Палитра для Файдыш — средство запустить свою живописную вселенную. Даже в монохромных картинах, исполненных двумя-тремя оттенками, цвет играет определяющую роль. Именно он придает подчеркнуто плоскостным построениям картин свойство глубины и объема, что составляет главную особенность творимого художником живописного пространства.

Файдыш вообще много внимания уделяет работе с пространством, стремится вырваться из двухмерности живописи. Художник то прорезает холст, создавая реальный прорыв композиции внутрь, то, наоборот, прибегает к технике аппликации кусками холста, различными природными, рукотворными предметами: перьями, бусинами, даже смятыми полиэтиленовыми пакетами. Она вводит в живописную композицию зеркала, что заставляет вспомнить об их древнем мистическом значении. Зеркало зримо объединяет картинное и реальное пространство. То ли зритель, отражаясь в зеркале, становится частью картины, то ли картина окружающей средой, обиталищем зрителя.

Наиболее рельефно в буквальном смысле эксперименты с пространством проявляются в объемных артефактах, где наряду с цветовым решением Файдыш использует гвозди в качестве «мазков» (по определению художника), покрывающие всю поверхность объекта.

Абстракция — искусство глубоко индивидуальное, однако тематика картин и объемных объектов Файдыш отражает устремленность ее искусства к вечным темам, волнующим художников с древнейших времен: человек в разных проявлениях («Бегущий», «Маня», «Современники»), отношения людей («Они и она», «Адам и Ева», «Семья»), окружающий мир в его постоянной и естественной изменчивости времен года и суток («Вечер», «Оттепель», «Птицы»).

Невзирая на вневременной смысл абстракции, Татьяне Файдыш не чужды злободневные темы. Проявляется это в названиях картин («Круговая порука», «Оппозиционер»), решенных в излюбленных художником геометрически антропоморфных формах и активном колорите.

Первая персональная выставка Татьяны Файдыш продемонстрировала ее верность однажды избранному пути.

Однако, как уже говорилось, она оставила двойственное впечатление не столько о работах художника (они абсолютно целостны и самодостаточны), вопросы связаны в первую очередь с судьбой подобного искусства в современной культурной ситуации.

Одним из парадоксов современности, жертвой которого пало поколение Татьяны Файдыш, является то, что сегодня художник, будучи абсолютно свободен в высказывании, может оказаться в безвоздушном пространстве.

Именно об этом кричат своим ярким цветом, экспериментами с пространством, мистическим блеском зеркал, ощетинившимися рядами гвоздей произведения Татьяны Файдыш: мы здесь! Только посмотрите на нас!

Поэтому представляется тревожно-символичным совпадение по времени выставки Татьяны Файдыш и серии выставок и круглых столов памяти О.О. Ройтенберг и труда ее жизни «Неужели кто-то вспомнил, что мы были», посвященного трагической судьбе поколения художников 1920–1930-х годов, который увидел свет в 2004 году.

Неужели поколению художников-«восьмидесятников» тоже придется ждать почти сто лет, когда кто-то о нем вспомнит?

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: