×
Кинотеатр авангарда
Анастасия Григорян

История этого кинотеатра богата событиями, в ней чрезвычайно ярко и полно отразились процессы, происходившие в стране на протяжении не одного десятилетия. Официальной датой рождения кинотеатра с характерным для того времени названием «Ударник» считается 7 ноября 1931 года, день очередной годовщины революции.

Архитектором выступил тогда еще молодой и практически никому не известный Борис Иофан, только вернувшийся из Италии и осваивавший наработки московской архитектурной школы. Впитавший традиции классической римской архитектуры Иофан на родине присматривался к работам конструктивистов.

В 1927 году архитектор получает первый и один из самых крупных в своей жизни заказов — строительство Дома правительства. Знаменитый Дом на набережной не только вошел в учебники по архитектуре, но и стал знаком эпохи; этот грандиозный проект во многом определил дальнейшую судьбу Иофана.

Дом задумывался как жилой массив для советской элиты, в основном членов правительства и ЦК партии. Проект в какой-то мере отражал мечту конструктивистов создать город в городе, дома-коммуны, в которых была бы представлена вся сфера услуг. Действительно, сюда входили помимо жилой части продовольственные и промышленные магазины, прачечная, парикмахерская, столовая, поликлиника, детский сад, почта, телеграф, сберкасса, спортивный зал, клуб (сначала носивший имя Рыкова, затем переименованный в клуб им. Калинина, в 1940-е годы в клуб Совета министров, в настоящее время Театр эстрады) и, наконец, кинотеатр. И хотя создавался единый комплекс, у каждого сегмента была своя дата рождения.

Архитектору, разрабатывавшему проект, предстояло решить довольно сложную градостроительную задачу. С одной стороны, планировка обуславливалась треугольной формой участка, с другой — расположение в историческом центре столицы и в непосредственной близости к Кремлю налагало определенную ответственность.

Иофан предложил план в виде комплекса последовательно расширяющихся открытых дворов с разновысотными зданиями, где замыкающим звеном, так называемой вершиной треугольника, стал бы кинотеатр «Ударник».

Строительство комплекса началось в 1928 году. Уже в 1931-м его признали самым крупным жилым комплексом в Европе. Не только масштаб, но и стилевое решение отличались от создаваемого в этот период. Иофану удалось найти удачное сочетание традиции и авангарда, которое в дальнейшем стало основной характеристикой его творчества.

Кинотеатр «Ударник» — самая демократичная часть комплекса, в нем наиболее ярко отразились черты архитектуры авангарда. Построенное с учетом новейших в свое время достижений в архитектуре здание все же заставляет вспомнить о классических канонах формообразования. Так, в абрисе кинотеатра одновременно угадывается и основной объем нереализованного проекта Дворца труда (1923, архитектор Иван Голосов), содержавшего индустриальную символику, и Пантеон в Риме с его мощным портиком. Особенности конструктивного решения внутреннего пространства прочитываются во внешних формах, здания. Интерьеры, так же как и внешний облик, достаточно демократичны, решены в простых формах без лишних украшений. Интересно и техническое решение: здесь применен ряд технических новшеств для того, чтобы облегчить конструкцию и сделать ее более функциональной. В здании было уникально все: внешний вид, наполнение, функциональные решения. Так, архитектор спроектировал знаменитую раздвижную крышу для зрительного зала. Этот прием был характерен в то время для проектов рабочих клубов, но только в архитектуре Бориса Иофана получил свое воплощение. Раздвигающаяся вручную крыша — не только аттракцион для публики, но и функциональный элемент, позволяющий проветривать зал с минимальным расходом энергии. Раздвигалась ли она хоть раз в действительности — до сих пор вопрос.

Сейчас в здании «Ударника» началась новая жизнь. Культурный фонд «Артхроника», получивший право долгосрочной аренды кинотеатра, инициировал создание музея современного искусства. Фонд видит своей первоочередной задачей восстановление уникального объекта культурного наследия. В разработке концепции и стратегии музея проиглашен участвовать экспертный совет, в который войдут специалисты, имеющие опыт в музеестроительстве. Реставрация здания кинотеатра и создание музея с учетом всех необходимых требований и ограничений займет несколько лет. Часть выставочного пространства уже в период реставрации планируется использовать для экспонирования постоянной коллекции, пополняющейся произведениями современного российского искусства. Основой коллекции послужит собрание культурного фонда «Артхроника»: произведения Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова, Бориса Орлова, Виктора Пивоварова, Леонида Сокова, Александра Соколова, Ивана Чуйкова и других классиков неофициального искусства. В новом арт-центре предполагается проведение временных выставок. «Ударник» также станет площадкой для крупных выставочных проектов, имеющих международное значение: культурных форумов, фестивалей искусства и биеннале. Выставочные пространства новой арт-площадки – это три больших зала общей площадью около двух тысяч квадратных метров. Выставочное пространство должно легко трансформироваться в лекционный, концертный или кинозал.

Кинотеатр, как и весь проект в целом, воплощал идею многофункциональности. Сейчас мы бы его назвали развлекательным комплексом. Кроме кинозала там были танцпол, читальные залы, детская комната, многочисленные галереи и патио на крыше, куда можно было выйти в летнее время. Он стал точкой притяжения не только для жильцов дома, но и для трудящихся близлежащих предприятий.

Долгое время «Ударник» играл роль главной премьерной площадки страны. На его открытии демонстрировался фильм «Златые горы» режиссера С. Юткевича. В 1935 году здесь прошел первый столичный международный кинофестиваль, где зрители могли увидеть картину «Чапаев».

В период «оттепели» началась история полноценных Московских международных кинофестивалей. Уже в 1959 году зрители впервые посмотрели здесь фильмы Ф. Феллини «Ночи Кабирии» (1959), «Восемь с половиной» (1963, призер третьего ММКФ).

В кинотеатре бывали Радж Капур, Джина Лоллобриджида, Альберто Сорди, Стив Маккуин, Клод Лелуш, Акира Куросава, Стэнли Кубрик, Леонид Утесов, Андрей Тарковский и многие другие советские и зарубежные звезды.

Долгие годы «Ударник» оставался самым большим кинотеатром Москвы, вмещавшим полторы тысячи зрителей.

С распадом Советского Союза практически прекратил свою жизнь и кинотеатр. Его использовали не по назначению, здесь были и автосалон, и ресторан, и казино. После реконструкции 1996 года зрительный зал сократили до 800 мест. Три года назад в связи с нерентабельностью кинотеатр закрыли на неопределенное время.

Первым проектом нового музея стала выставка номинантов премии Кандинского, которая заняла все пространство здания с кинотеатром, залами, вестибюлями, коридорами, ставшими своеобразными «капсулами времени». Произведения были сгруппированы по разделам. «Экспозиция задумана как временная воронка, вбирающая в себя слои прошлого, настоящего и будущего, что во многом соответствует ситуации в современной россии, где множество различных темпоральностей сосуществует и нередко образует парадоксальные связи», — описывал идею выставки экспозиционер Кирилл Светляков.

ДИ №1/2013

24 февраля 2013
Поделиться: