×
Быть Мэрилин
Алла Надеждина

Легкая, беззаботная, излучающая свет, такой Норма Джин запомнилась своим поклонникам, число которых не уменьшается, несмотря на 50 лет, прошедшие со дня ее смерти. Силу магнетизма Мэрилин испытали на себе участники выставки в мемориальном музее-мастерской С.Т. Коненкова «11 Монро» молодого фотографа Елены Важениной. В отличие от словно выпорхнувшей из пузырьков шампанского блондинки Мэрилин, чья жизнь казалась полной удовольствий и роскоши, у брюнетки Нормы не было недостатка в проблемах (никогда не интересовавшийся ею отец, мать-алкоголичка, скитание по приютам). «Убегай, если хочешь, чтобы тебя любили», — говорила Мэрилин. Та, чью любовь в детстве постоянно обманывали, научилась не давать повода разлюбить себя, ведь невозможно разочаровать поклонников, если ты самая сладкая фантазия Голливуда.

Гламурный фотопроект Елены Важениной об очаровании этого «побега в мечту», о наших современниках, для которых игра в Мэрилин так же притягательна, как и для американцев 1950-х, часами простаивавших в очередях в кинотеатр, чтобы увидеть, как их звезда вновь и вновь пробуждает самые приятные иллюзии. Образ Мэрилин действует, как хорошая реклама. Каким бы ни был сюжет, с первой минуты хочется обладать рекламируемым «товаром», ведь продается не что иное, как счастье, причем цена не так уж и высока — достаточно купить краску для волос, алую помаду... и ты уже чувствуешь себя там, по ту сторону экранной сказки.

«Спустя десять минут каждый участник превращался в настоящую Монро! Первое, что они произносили: "Это не я!" Люди становились нежными, трепещущими, подмигивали, отправляли воздушные поцелуи, напевали песенки. После съемки рассказывали о кукле Монро, которая до сих пор у них хранится, кто-то использует прищур Мэрилин в жизни, чтобы привлечь внимание, другие чувствовали грусть и одиночество Монро», — рассказывает Елена Важенина, — Я увлеклась не ее творчеством, скорее ею самой как личностью, которая похожа на меня и на любого из нас».

Все одиннадцать участников проекта практически анонимны, художница сообщает нам только их имена, никаких подробностей — ни профессии, ни других биографических данных. Эта анонимность — обязательное условие, на экране или в объективе фотокамеры существует только Мэрилин. Для того чтобы она возникла, мы должны исчезнуть, как это сделала когда-то Норма. Любая сказка, мечта живет за счет нас и наших желаний, она воплощается, когда мы растворяемся в ней, даем ей место в своей жизни, сами уходя за кулисы. И в этом мы неотличимы от зрителей, которые аплодируют самой возможности преображения.

ДИ №1/2013

24 февраля 2013
Поделиться: