×
Продолжающийся диалог
Светлана Гусарова, Ирина Сосновская

На вопросы ДИ отвечает Астрид Веге, руководитель отдела культурных программ Гете-Института в Москве.

ДИ. Культурные программы Гете-Института в художественной жизни Москвы с каждым годом все заметнее: крупные выставки, интересные кинопоказы, лекции.

Астрид Веге. Я рада, что наша деятельность так заметна. Моя предыдущая работа была связана с изобразительным искусством. В Москве я имею дело с новыми для меня видами искусства: музыка, театр и кино, и я очень рада такому расширению диапазона своей деятельности. В современной культуре многие процессы взаимосвязаны. И меня привлекает идея соединять изобразительное искусство с другими жанрами, строить программу на этих пересечениях.

ДИ. Для нашего журнала также важны диалоги разных видов искусства. Сезон четырнадцатого — пятнадцатого года объявлен Годом немецкого языка и литературы в России. Какие программы в области современного искусства стали приоритетными и что мы увидим в ближайшее время?

Астрид Веге. В прошлом году самым крупным событием в области современного искусства для нас стала выставка «Пути немецкого искусства», проходившая в Московском музее современного искусства, а потом в Красноярском музейном центре. В Москве состоялась ее международная премьера, и все, кто видел эту выставку раньше в Карлсруэ, отмечали, что она здесь была гораздо эффектнее экспонирована, чем в Германии. Дальше выставка отправилась в Южную Корею. Совместно с Гете-институтом в Санкт-Петербурге начиная с четырнадцатого года мы делаем проект, который назвали «Девятьсот дней и двадцать шесть тысяч дней», посвященный ленинградской блокаде. Сегодня моим соотечественникам о ней мало что известно. При этом в Германии хорошо разработан дискурс, связанный с воспоминаниями о войне, произведения, созданные для публичного пространства, могут затрагивать сложные темы исторической памяти. И нам показалось важным обратиться к этой проблеме. Мы пригласили трех художников из Москвы, Петербурга и Гамбурга (Михаил Мельман, Хаим Сокол, Людмила Белова), они со своими студентами будут привлечены к разработке проектов памятника жертвам блокады для Гамбурга, города-побратима Санкт-Петербурга. В сентябре у нас прошел воркшоп, в котором участвовали все три группы. Было очень важно обменяться опытом, потому что он оказался очень индивидуальным. В 2015 году в Гамбурге состоится презентация проектов участников. Какими они будут, пока сказать трудно. Это могут быть и скульптура, и интервенции в пространство города. Пройдут симпозиум, показы кинохроники. Таким образом мы организуем дискуссию о блокаде с жителями Гамбурга, чтобы привлечь внимание к трагическому событию нашей общей истории. А для участников это будет важный опыт работы в публичном пространстве и в теоретических дискуссиях о том, какие подходы здесь существуют.

ДИ. Этот проект будет показан в России?

Астрид Веге. Конечно, мы заинтересованы показать его и в Москве, и в Петербурге, но иначе, чем в Гамбурге.

ДИ. Как у вас обычно строится работа над проектами от зарождения идеи до реализации, как происходит выбор кураторов, художников и т.д. К вам поступают заявки с предложениями или вы сами что-то придумываете, а потом ищете кураторов и набираете художников?

Астрид Веге. Оба пути возможны. Проект о блокаде — наш типичный проект, мы решали, кого пригласить, чтобы работать в диалоге. Второй пример инициированного нами проекта, который начнется в этом году, связан со зданием, где находится Гете-институт. Здание построено для посольства ГДР в последние годы ее существования. Здесь происходило много событий, соединилось много слоев истории, и мы хотим пригласить художников поработать с этими смыслами. Довольно часто мы поддерживаем идеи наших партнеров, обычно тех, с кем уже работали раньше, помогаем реализовать проект.

ДИ. Как куратор современного искусства вы работали с российскими художниками?

Астрид Веге. Еще до того как я пришла работать в Гете-институт, я получила возможность познакомиться с российским искусством в рамках резиденции для кураторов. В две тысячи девятом году я неделю провела в России. Для меня это была уникальная возможность составить впечатление о российской культуре, посетить институции, пообщаться с местными художниками, кураторами, теоретиками, установить творческие связи. Я увидела живое пространство, которое меня впечатлило.

ДИ. Творчество каких современных художников вам как куратору оказалось ближе всего?

Астрид Веге. Мне интересно многое. Например, работы Ольги Чернышовой, а Ирину Корину я приглашала в резиденцию в Австрии. В 2010 году я была куратором выставочного пространства в Нью-Йорке и сотрудничала с Дмитрием Гутовым.

ДИ. У Гете-Института сеть культурных центров и представительств по всему миру. В России работают три института — в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Они проводят общую политику? И в чем их специфика?

Астрид Веге. Наша цель — продвижение немецкой культуры, которую мы не просто представляем, а выстраиваем диалог между странами. Это общая стратегия. А что касается тактических задач, то каждый институт здесь достаточно независим, создает свою программу на год, реализует конкретные проекты. Есть программы, которые объединяют институты региона, такого как Восточная Европа и Центральная Азия, в него входят бывшие республики СССР, кроме Прибалтики. Есть и трансрегиональные проекты, но это не значит, что все обязаны в них участвовать, регионы объединяются для создания общего проекта, только когда это обусловлено логикой культурного процесса. Один из наших региональных проектов, который называется «Брейн мэп» (Brain map), связан с проблемой, затрагивающей все страны, откуда уезжают креативные люди. Этот проект инициирует обратное движение, то есть мы приглашаем людей, которые уехали и приобрели новый опыт, вернуться и поделиться им. Возможно, многие регионы, например в Южной Европе, где эта проблема особенно актуальна, захотят присоединиться к нашему проекту.

ДИ. Присутствие программ Гете-Института ощутимо в художественной жизни многих городов России, наш журнал, в частности, писал о передвижной выставке Зигмара Польке в региональных музеях. Ваш институт сочетает в своей политике выставки-репрезентации, знакомящие нашего зрителя с немецким искусством, и диалоговые проекты, такие, как, например, «Искусство места» (2009), которые объединяют художников из России и Германии. Сейчас многие фонды переключились лишь на диалоговые проекты, но нам кажется, что репрезентация тоже нужна, поскольку у российского зрителя много пробелов в знаниях о современном искусстве, ведь долгое время его в России не экспонировали. Не менее значимы и ваши образовательные программы.

Астрид Веге. Нам нравится организовывать серии лекций. Так, в тринадцатом — четырнадцатом годах проходил дискуссионный проект «Что такое хорошо в искусстве», который мы делали совместно с ГЦСИ и ММОМА. Мы предложили разные ответы на этот непростой вопрос, пригласили и практиков и теоретиков, у нас были участники из Германии, России, других стран. В следующем году планируем серию об идейности образов, в какой-то степени она будет развивать прежнюю тему. Мы хотим поговорить о том, что такое визуальный образ, как и для чего исполуется, как воспринимается зрителем. Речь пойдет о разных видах искусства, не только об изобразительном, но и о театре, кино, и даже о СМИ. Кроме того, институт участвует в ежегодных стажировках для молодых российских кураторов, которые организует Объединение институтов культуры стран Евросоюза (EUNIC). Прошедшие конкурс молодые люди стажируются (от трех недель до двух месяцев) в ведущих музеях или галереях современного искусства Европы.

ДИ. Все лекции серии «Что такое хорошо в искусстве» есть в открытом доступе на сайте, это очень важно, особенно для тех, кто живет не в Москве.

Астрид Веге. Однако не все виды работы института могут быть представлены в Сети, лекция — прекрасный пример, когда это действительно работает.

ДИ. Кого из немецких художников вы бы хотели привезти в Россию, кто, на ваш взгляд, здесь мало известен, недооценен, кого обязательно должны увидеть наши зрители?

Астрид Веге. Назову только три имени. Кандиду Хефер, знаменитую представительницу Дюссельдорфской школы фотографии, основанной Хиллой и Берндтом Бехер, фотографа и художницу, работы которой здесь были представлены только на групповых выставках. В ноябре прошлого года в Москве на фестивале немецкого документального кино «Блик» демонстрировался фильм «Водные странствия Ульрике Оттингер». Режиссер фильма Бригитте Крамер. Ульрике Оттингер приезжала и представляла фильм. Она очень интересный человек и художник. Мы бы хотели показать и ее фильмы, и ее выставку. Здесь она малоизвестна, я считаю, что она заслуживает гораздо большего внимания. В рамках проекта про наше здание мы хотели бы пригласить Клеменса фон Ведемайера и других художников, которые пока еще мало известны российской публике. Этот проект позволит представить их зрителям, а также показать институт с новой стороны.

Фрагменты лекций из цикла «Что такое хорошо в искусстве» Виктора Мизиано «Ценности вместо качества», Леонарда Эммерлинга «Как оценить качество искусства?» и Хайнца Петера Шверфеля «Искусство как капитал» читайте в разделе «Ракурс» на стр 89–94.

ДИ №1/2015

30 марта 2015
Поделиться: