×
Хочется потрясающего
Юлия Кульпина

Осенью арт-директором «МВО Манеж» стала Марина Лошак — искусствовед, куратор, основатель галереи «Проун». За три месяца произошло многое, что невозможно было себе представить раньше: прошли выставки АЕС+Ф, открылись пространства Московского музея дизайна, Музея экранной культуры «МедиаАртлаб». Марина Лошак рассказала о планах развития центральной московской выставочной площадки.

ДИ. Хотелось бы начать с контекста. Как вы считаете, изменения, которые сейчас происходят в Москве в области культурной политики, носят локальный характер или можно говорить о тенденции?

Марина Лошак. Мне трудно рассуждать непредвзято, ведь я нахожусь внутри ситуации. Но, на мой взгляд, происходящие изменения носят революционный характер. Московское правительство во главе с мэром заняло позицию реформаторов, сейчас они делают попытку изменить систему на уровне институций. Если им это удастся и все заработает, то неважно, кто станет во главе руководства МВО «Манеж» или где-то еще — я или кто-то другой. Кто бы ни пришел, он будет следовать установленным принципам. Конечно, для этого нужно время. Причем столько времени, сколько мы не можем себе позволить. Например, кому-то может показаться, что воплотить все задуманное в МВО «Манеж» можно лет за десять. Мы же рассчитываем потратить на это года два. Конечно, все надо тщательно обдумать на уровне идеи, затем договориться о ее реализации, потом подготовить пиар-стратегию. Мы же пока действуем «с колес». И я понимаю, что нам надо работать очень быстро и много, одновременно убеждать всех, что Манеж — теперь «другое пространство» с новой концепцией. Многие до сих пор мыслят прежними категориями.

ДИ. Кого убеждать? Зрителей? Партнеров?

Марина Лошак. Людей, которые в этом пространстве привыкли работать. Устроителей разного рода ярмарок, торговых выставок. Еще предстоит объяснить, почему здесь все должно быть по-другому. Конечно, наши действия вызывают у кого-то недовольство, но я считаю, что идти вперед необходимо. Новое время выбирает новые формы, и это скорее закономерно. ЦВЗ «Манеж» — даже не самый наглядный пример иллюстрации культурной революции в столице. Ведь стены стоят, выставки проходят, просто качество этих выставок изменилось. А вот то, что происходит в театрах, парках и Домах культуры, кинотеатрах, намного заметнее. Например, в Москве до недавнего времени был, на мой взгляд, всего один настоящий детский театр — крошечный семейный театр «Тень». И вот появились новые люди, которые делают хороший Московский театр кукол. И таких локальных, но от этого не менее важных для города вещей происходит довольно много в последнее время.

ДИ. А в отношении самого Манежа: это особенная площадка, которая имеет очевидную историческую и культурную значимость, что, в общем-то, было несколько забыто в последнее время. Как сейчас можно определить приоритеты, связанные с историческими и культурными особенностями Манежа?

Марина Лошак. Что касается идеологии Большого Манежа, то для нас важно, чтобы это было пространство для самого широкого круга зрителей. Это тяжелая задача, потому что трудно быть интересным для всех, но мы стремимся к этому. Как бы нам ни хотелось быть модными и современными, мы не можем ориентироваться только на актуальное искусство. Поэтому в Манеже будут самые разные выставки, будут представлены экспозиции Музея экранной культуры, Московского музея дизайна, выставочной площадки «Книга художника / Livre d’artiste», медиатека, периодические выставки, образовательные программы. Надеюсь, что уже в будущем году Манеж станет плотно заполненным пространством, где можно всегда увидеть что-то новое. Это будет «правильный музей».

ДИ. Какие музеи вы считаете правильными, что для вас является примером?

Марина Лошак. Обдумывая стратегию и политику Большого Манежа, мы ориентировались на Гран-Пале. Мы стараемся наполнить основной зал в шесть тысяч квадратных метров работами ярких художников, работающих с пространством. Со многими уже ведем переговоры и планируем масштабные проекты художников, которых не так уж и много, способных справиться с пространством Манежа. Первым мы пригласили французского художника Даниэля Бюрена, его выставку мы планируем на будущий год. Кроме того, собираемся принимать лучшие художественные проекты, например Московскую биеннале современного искусства, которая пройдет в сентябре тринадцатого года. В тот же год, когда биеннале не организуется, думаем о масштабных кураторских выставках на историко-художественную тему. Так, на четырнадцатый год мы планируем пригласить Жана Юбера Мартена как куратора проекта об истории концептуализма. В пятнадцатом году мы предполагаем сделать выставку «Прага — Москва», по тому же принципу, что знаменитые «Берлин — Москва» и «Париж — Москва», охватив период с двадцатых по восьмидесятые годы. Это такая художественно-социально-историческая тема о двух идентично устроенных в ментальном отношении народах с драматическим внутренними проблемами, которые, безусловно, отражены в искусстве. На шестнадцатый — год Бакста — думаем о масштабной ретроспективе этого гениального художника. Ко всему нужно очень серьезно готовиться, в том числе и аккумулировать финансы, которые позволят все это осуществить.

ДИ. Ваша стратегия успеха? Вы делаете ставку на яркие имена или предполагаете создание особого эмоционального настроя и определенного его влияния на публику?

Марина Лошак. Я выбираю художников, которые мне кажутся значимыми для развития искусства и которые оказали эмоциональное влияние на общество. Мне бы хотелось показывать то, что в искусстве и кино называется поэтическим реализмом, а также то, что связано с философско-политическим отношением к миру. Это Бюрен, Гринуэй и Кусама — люди, ставшие великими преобразователями. Но и провокаторы мне тоже кажутся интересными, кто-то больше, кто-то меньше. Хочется поделиться удивлением от работ наших художников. Александру Бродскому всегда удается удивить зрителя, так же как Александру Пономареву и Александру Константинову. У нас есть художники, способные произвести впечатление, сделав нечто совершенно потрясающее. Хочется потрясающего! Но вместе с тем в Манеже будут и аналитические концептуальные проекты.

ДИ. В чем европейские художники и кураторы видят потенциал этой площадки?

Марина Лошак. Это действительно уникальная площадка. Москва, кремлевская стена за окном вызывают какое-то особое ощущение. Это место силы, ментально важное место. Манеж сохраняет чудесные пропорции, которые архитектурно были заложены, и это тоже вдохновляет. Поэтому художники и кураторы, которым мы предлагаем работать с этим пространством, чаще всего соглашаются.

ДИ. Московский зритель любопытен, но ему присуща и некоторая категоричность в предпочтениях: что-то принимается, а что-то может решительно отвергаться. Почему-то сейчас больше говорят о театрах, концертах, книгах, но редко вне профессиональной среды приходится слышать разговоры о выставках.

Марина Лошак. Мне бы тоже хотелось получить ответ на вопрос, кто куда ходит, кто чем интересуется. Мы ведь все живем в своих аквариумах. К примеру, в моем аквариуме ходят на выставки и про них говорят, их обсуждают. Эти же люди ходят в консерваторию, в зал Чайковского и в театры. Но мне интересно, на какую кнопочку надо нажать, чтобы привлечь в этот аквариум новых людей? Чем их приманивать? Не знаю. Публика, которая постоянно ходит в консерваторию, это тоже локальная группа, то же самое в театрах. Думаю, что первым делом надо вызвать удивление. Я очень люблю такое состояние, когда ощущаешь абсолютную органичность происходящего — от этого плачешь или мурашки бегут по коже. Это класс! Потому я и хочу, чтобы в Манеже происходили выставки, которые вызовут эмоции, даже если человек ничего не поймет, но пусть он подумает: «Это что-то!». Таков наш расчет на эмоцию.

ДИ. Складывается впечатление, что вы говорите скорее о позитивных эмоциях, чем просто шоковых.

Марина Лошак. Неважно, какие эмоции. Если художник вызывает раздражение или даже ненависть или вообще противоречия раздирают душу, это тоже интересно. Например, Марина Абрамович идет по этому сложному пути, связанному с шокирующими вещами. Главное, чтобы это не было бездумным разрушением ради самого разрушения.

ДИ. Какой будет образовательная работа в Манеже?

Марина Лошак. Профессиональные конференции, связанные с музейным делом, с медиа в визуальном искусстве. Таких событий будет много в наступающем году, мы планируем их проводить в рамках каждого нашего проекта.

ДИ. Практические моменты привлечения публики: в том же Гран-Пале вход бесплатный...

Марина Лошак. Для работающих людей билет будет стоить триста рублей в Большом Манеже, в Новом Манеже — двести пятьдесят, для пенсионеров и студентов — двадцать рублей, а ведь это наши главные посетители. Поэтому, думаю, цены лояльные.

ДИ. Всегда интересен международный музейный опыт, поскольку в каждой стране он отражает уникальные особенности: отчасти специфику культуры, отчасти связан с общим уровнем образования. Мы довольно активно перенимаем европейский опыт в образовании, а в музейном деле на первый взгляд нет. Например, когда детей приводят в музей, им там ничего не рассказывают специально, но разрешают свободно присутствовать в этом пространстве и...

Марина Лошак. ...взаимодействовать с ним.

ДИ. Мне показалось, что именно у нас в Москве происходит что-то подобное, когда на открытие выставки люди приходят активно общаться и событийная составляющая оказывается важнее содержательной. Это особенно привлекательно для молодежи, для тех, у кого есть потребность приобщения косвенно, контекстно к искусству через конкретные события. У вас какая-то особая событийная направляющая предполагается?

Марина Лошак. Это неизбежность. Если события нет, его нужно создавать. Конечно, важно, кто придет на вернисаж, но гораздо важнее, на мой взгляд, кто придет после. Открытие — это время для встречи и общения, а не для внимательного осмотра выставки. Сужу по себе. Я пытаюсь всегда хоть краем глаза посмотреть выставку. Но в результате больше общаюсь со знакомыми. Конечно, когда на вернисаже много людей, это, безусловно, признак успеха. Но, повторюсь, очень важно, когда после открытия тоже много людей, это значит, что они пришли, чтобы посмотреть саму выставку.

ДИ. Все же есть впечатление, что далеко не вся московская публика мотивирована и понимает, что она может найти для себя интересного в музеях, и не ко всем поступает информация о происходящем сегодня в музейных залах.

Марина Лошак. Поэтому важно, чтобы рядом проходили абсолютно разные выставки. Например, зритель приходит посмотреть классическое искусство, и вдруг его заинтересует что-то, что показывают рядом, например, какое-нибудь видео или предмет дизайна. Мы планируем открыть настоящий музейный магазин, модное кафе, сделать WI-FI-зону. Вот способы привлечения новых посетителей.

ДИ. То есть ваша стратегия — давать спектр возможностей?

Марина Лошак. Да, мы именно к этому стремимся. Почти как рефлексотерапия. А мы, как доктора, нажимаем на разные точки, пока какая-то не откликнется. А дальше, если человек уже почувствует, что это лекарство для него, почувствует, что в это место стоит приходить, он его со временем сам освоит. Постепенно ему захочется всего: посмотреть кино, выставку, купить пустяк в музейном магазине. Манеж должен быть местом для жизни. Я уверена, что сейчас это тренд. Грустно, когда в музеях требуют ходить на цыпочках, говорить шепотом, отключать телефон. Иногда собираешь на выставку друзей, хочешь им что-то рассказать, а на тебя тут же налетают строгие смотрительницы с грозным взглядом. В эти минуты, конечно, ощущаешь себя инородным телом в музее. Поэтому я за такие музеи, где человеку дают возможность почувствовать себя любимым и желанным гостем.

ДИ №6/2012

13 декабря 2012
Поделиться: