×
Минуя товарно-денежные отношения
Лия Адашевская

С 15 мая по 28 июля 2012 года с четверга по воскресенье с 14.00 до 16.00 в выставочном пространстве Stella Art Foundation, расположенном по адресу: Скарятинский переулок, дом 7, работал ресторан «Time/Food», где можно было отведать блюда, приготовленные по рецептам таких известных художников, как Марта Рослер, Риркрит Тираванийя, Каролина Кайседо, Джульетта Аранда, Пол Чен, Лиам Гиллик, Пьер Юиг, Антон Видокле. Причем обслуживали всех заглянувших в ресторанчик тоже люди искусства. 

Сразу возникает вопрос: сколько же такое удовольствие может стоить? В денежном эквиваленте — нисколько. В отличие от любой другой точки общепита от посетителя здесь требовалось не наличие той или иной суммы, а регистрация на сайте Time/ Bank1, организации, предлагающей модель альтернативной экономики, рассматривающей время как внеденежный эквивалент стоимости. Иными словами, за час, проведенный в этом ресторане за поглощением качественно приготовленной пищи, вы расплачиваетесь собственным временем, например, выгуливая собаку соседу по столику. То есть вы должны отработать обед хорошими делами, по большей части теми самыми, которыми, по утверждению вредоносной старухи Шапокляк из известного мультика, «прославиться нельзя», но оказаться кому-то полезным можно. Ну и, конечно, можно рассчитывать на услугу, которая необходима вам: выучить китайский, поклеить обои или сводить вашего ребенка в зоопарк. Стены Stella Art Foundation в дни работы «ресторана» были расцвечены всевозможными объявлениями — предложениями и просьбами. Но, как известно, «не хлебом единым», да и с учетом места дислокации ресторана «Time/Food», а также его авторов в меню в качестве добавки предлагались лекции отечественных и, конечно же, зарубежных художников и теоретиков на тему «Искусство и восстание» и плюс к этому участие в дискуссии. Эта образовательно-коммуникативная «приправа», разумеется, была не менее значима, чем оказание взаимных услуг. Авторы проекта «Time/Food», в сентябре прошлого года уже опробованного в Нью-Йорке, а в феврале нынешнего — в Берлине: Антон Видокле, основатель электронной рассылки e-flux, насчитывающей около ста тысяч подписчиков, среди которых более тысячи международных художественных институций, к настоящему времени превратившейся в масштабный арт-проект, и мексиканская художница и член e-flux Джульетта Аранда.

Если не сосредотачиваться особо на кулинарии, что, впрочем, тоже интересно, очевидно, что проект «Time/Food» соответствует парадигме искусства взаимодействия, когда художник включается в реальную сферу производства товаров и услуг, двусмысленно соединяя утилитарную и эстетическую функции. Работы искусства взаимодействия обладают значимостью прежде всего социальной и политической. Так и рестораны «Time/Food», вливаясь в русло глобального проекта «Time/Bank»2 и выбирая более человечный вариант обмена, присущий даровой экономике, — альтернатива современной экономике с ее акциями, которые не налагают никаких обязательств на продавца и покупателя, сохраняя между ними дистанцию. Художники стремятся создать микроутопию — конкретную ситуацию в пространстве и времени, основанную на соучастии и взаимодействии зрителей между собой. То есть, основываясь на пяти основополагающих принципах Банка времени — «мы все обладаем ценными качествами; некоторые работы не имеют цены; помощь действует лучше, если она обоюдная; мы нужны друг другу в социальной сети; каждый человек имеет значение», — «Time/Food» в большей степени направлен не на предметы обмена (услуга за обед), а на создание связи и установление отношений между людьми. Параллельно с рестораном «Time/Food» в Москве Stella Art Foundation представляла проект «Time/Bank» в Касселе в рамках DOCUMENTA (13). Яркий, сплошь покрытый объявлениями домик прекрасно смотрелся в парке Карлсруэ.

1 Банк времени (англ. Time Bank) — организация, учитывающая (фиксирующая) для своих участников, сколько часов каждый из них потратил на оказание различных услуг другим участникам (фиксируется приход на счет участника в Банке времени) и сколько времени было потрачено другими участниками на оказание потребленных услуг тем или иным участником (расход со счета участника в Банке времени). Организуется обмен услугами между людьми, их сообществами, организациями, учреждениями, предприятиями, взаимное кредитование и взаимопомощь (сотрудничество, кооперация). Расчетной единицей для всех видов услуг служит один час затраченного времени. Время всех участников оценивается одинаково, вне зависимости от содержания выполненной работы, от образования, навыков и умений: 1 астрономический час равен 1 учетной единице (материал из Википедии).

2 Различают несколько типов Банков времени: волонтерский, производственный, волонтерско-производственный, объединенный. Идея создания производственного Банка времени и бренд «Банк времени» возникли в 1976 году у советского ученого В.М. Лившица. Уже в 1977 году в СССР был создан первый Банк времени производственного типа на хлебокомбинате города Кохтла-Ярве (Эстония), а в 1978-м с опытом его работы познакомился американский журналист Дэвид Шиплер, после чего идеей заинтересовались в США. Инициатор создания волонтерского движения «Банк времени» — юрист и общественный деятель Эдгар Кан. Первые шесть американских Банков времени возникли по его инициативе в 1987 году, в Англии — в 1998-м. Это социальное движение взаимопомощи распространилось во многих странах мира. Возрождение идеи Банков времени в России, но уже в волонтерской форме, произошло в 2006 году в Нижнем Новгороде. В 2011 году Банк времени начал функционировать в Санкт-Петербурге, в 2012-м при поддержке Stella Art Foundation — в Москве.

ДИ №5/2012

15 октября 2012
Поделиться: